Литература «второй волны» русской эмиграции формировалась в период послевоенного десятилетия. Вторая волна эмиграции, порожденная второй мировой войной, не отличалась таким массовым характером, как эмиграция из большевистской России. Со второй волной СССР покидают военнопленные, перемещенные лица – граждане, угнанные немцами на работы в Германию. Большинство эмигрантов второй волны селились в Германии (преимущественно в Мюнхене, имевшем многочисленные эмигрантские организации) и в Америке. К 1952 в Европе насчитывалось 452 тысячи бывших граждан СССР. 548 тысяч русских эмигрантов к 1950 прибыло в Америку.
Среди писателей, вынесенных со второй волной эмиграции за пределы родины оказались И.Елагин, Д.Кленовский, Ю.Иваск, Б.Нарциссов, И.Чиннов, В.Синкевич, Н.Нароков, Н.Моршен, С.Максимов, В.Марков, Б.Ширяев, Л.Ржевский, В.Юрасов и др. На долю выехавших из СССР в 1940-е выпали тяжелые испытания. Это не могло не сказаться на мироощущении литераторов: самыми распространенными темами в творчестве писателей второй волны становятся лишения войны, плен, ужасы большевистского террора.
В эмигрантской поэзии 1940–1950-х преобладает политическая тематика: Елагин пишет Политические фельетоны в стихах, антитоталитарные стихи публикует Моршен (Тюлень, Вечером 7 ноября). Виднейшим поэтом второй волны критика наиболее часто называет Елагина. Основными «узлами» своего творчества он называл гражданственность, беженскую и лагерную темы, ужас перед машинной цивилизацией, урбанистическую фантастику. По социальной заостренности, политическому и гражданскому пафосу стихи Елагина оказывались ближе советской поэзии военного времени, нежели «парижской ноте».
К философской, медитативной лирике обратились Иваск, Кленовский, Синкевич. Религиозные мотивы звучат в стихах Иваска. Принятие мира – в сборниках Синкевич Наступление дня, Цветение трав, Здесь я живу. Оптимизмом и гармоничной ясностью отмечена лирика Д.Кленовского (книги Палитра, След жизни, Навстречу небу, Прикосновение, Уходящие паруса, Певучая ноша, Теплый вечер, Последнее). Значителен вклад в эмигрантскую поэзию и Чиннова, Т.Фесенко, В.Завалишина, И.Буркина.
Герои, не сжившиеся с советской действительностью, изображены в книгах прозаиков второй волны. Трагична судьба Федора Панина в романе Юрасова Параллакс. С.Марков полемизирует с шолоховской Поднятой целиной в романе Денис Бушуев. К лагерной теме обращаются Б.Филиппов (рассказы Счастье, Человеки, В тайге, Любовь, Мотив из «Баядерки»), Л.Ржевский (повесть Девушка из бункера (Между двух звезд)). Сцены из жизни блокадного Ленинграда изображает А.Даров в книге Блокада, об истории Соловков пишет Ширяев (Неугасимая лампада). Выделяются книги Ржевского Дина и Две строчки времени, в которых повествуется о любви пожилого человека и девушки, о преодолении непонимания, жизненного трагизма, барьеров в общении.
Большинство писателей второй волны эмиграции печатались в выходившем в Америке «Новом журнале» и в журнале «Грани».
- встретились две волны эмиграции (1-ая - ещё дореволюционная)
Следует отметить , что у представитель 2ой волны – более тяжёлая судьба. Их считали предателями, бежавшими из своей страны в период её упадка.
Катков «Жертвы Ялты»
Существует точка зрения что в плане таланта 2я волна уступает 1ой.
Публицистическая книга «Народная монархия»
*калоборционизм – сотрудничество с врагом
Русская литра зарубежья вся ушла в подполье в Европе.
Союз советских патриотов. Газеты «Советский патриот», «Русские новости»
Во 2ой эмиграции меньше культуры.
Роман Редлиха «Предатель»
Елагин сборник «Под созвездием топора» (1976г) http://www.vekperevoda.com/books/elagin/elagin_5.htm
Выдающийся поэт второй волны эмиграции. Настоящая фамилия – Матвеев. Сын Венедикта Марта (Матвеева) – известного поэта-футуриста, расстрелянного в 1937 году. При рождении получил имя Зангвильд. Интересно, что крестным отцом Венедикта Матвеева был ссыльный народоволец Иван Ювачев, сын которого вошел в русскую культуру под именем Даниила Хармса. Бог щедро наградил поэтическим даром и других членов этой семьи – двоюродной сестрой Елагина была поэтесса Новелла Матвеева, а дедом – известный Владивостокский писатель, поэт и переводчик-японист Николай Петрович Матвеев (Амурский). Подробную биографию Ивана Елагина можно найти в предисловии Е. Витковского к двухтомному собранию его сочинений.
«Поэзия Кленовского питается тремя источниками: религиозно-духовным достоянием русского православия, антропософией, а также отношением к языку, каким оно было у акмеистов; при этом в творчестве Кленовского сказывается его собственный религиозный опыт (самые подробные тексты об ангелах в литературе). Его произведения отличаются самостоятельностью и в языке. Н. Гумилёв, которого Кленовский очень уважал как старшего товарища по Царскосельской гимназии и как жертву большевистского насилия, служил ему духовным образцом. В своих поздних циклах стихов («Костер») Кленовский рассматривает земную жизнь лишь как отрезок духовного бытия человека, откуда он происходит и куда возвращается после смерти. Для него, как и для А. Белого, Ходасевича, Гумилёва, Волошина, несомненна многократность рождения человека, позволяющая ему развиваться дальше и дальше. Поэтому его поэзии не свойственно выражение страха смерти, она скорее свидетельствует о знании смысла, заданного земному существованию и познаваемого благодаря смерти. Восхищение природой, исповедание любви и служения ближнему, иногда — воспоминания о Царском селе и Италии — таковы другие мотивы его поэзии, которая с самого начала (1945) отличается большой зрелостью, что обусловлено возрастом и обстоятельствами жизни автора; наибольших удач Кленовский достигает в сборнике 1967 года. Ясность языка и скромность выразительных средств сочетается в стихах Кленовского с экономным введением разных картин и неологизмов». (с) Вольфганг Казак - немецкий славист, литературный критик.
Леони́д Дени́сович Рже́вский (настоящая фамилия Суражевский; 1905—1986) — русский писатель второй эмиграции, литературовед.
«Прозе Ржевского свойственна описательность; подробные описания и длинные диалоги нанизываются в ней на простой однолинейный сюжет, часто обретая значение самостоятельных эпизодов» (с) – В.Казак