Владимир Владимирович Набоков родился в Санкт-Петербурге. Учился в Тенишевском училище Петербурга, увлекаясь литературой, шахматами и энтомологией.
С началом революции семья Набоковых переезжает в Крым, а в 1919 году эмигрирует из страны в Берлин. Владимир в это время едет в Англию, где учится в Кембридже. В 1922 году был убит отец Владимира.
В 1927 году Набоков женится на Вере Слоним. В этот же год писатель заканчивает свой первый роман «Машенька», а вслед за ним пишет еще 8 романов на русском языке, среди которых «Защита Лужина» и «Приглашение на казнь».
После начала Второй мировой войны Набоков с женой вынуждены выехать из Германии и эмигрировать в США, где он зарабатывает средства для жизни лекциями по литературе во многих американских университетах. В США он начинает писать на английском языке, его первыми романами являются «Подлинная жизнь Себастьяна Найта» и «Пнин».
Одновременно он ведет работу над написанием «Лолиты» – романа о любви взрослого мужчины к 12-летней девочке. Набоков не надеялся на публикацию романа - уж очень тема была по тому времени немыслимая. Но судьба распорядилась иначе - роман обрел скандальную известность и был несколько раз экранизирован.
Впервые он был издан в 1955 году в парижском одиозном издательстве «Олимпия», которое, как Набоков понял уже после публикации, выпускало в основном романы на эротические и «полупорнографические» темы... В 1958 году роман был издан в Америке. Он принес автору и славу, и материальный успех.
С 1960 года Набоков живет в Монтре в Швейцарии. В последние годы жизни писатель выпускает свои последние книги – «Бледное пламя» и «Ада».
2 июля 1977 года Владимира Набокова не стало.
По замечаниям многочисленных критиков, произведения Набокова характеризуются сложной литературной техникой, глубоким анализом эмоционального состояния персонажей в сочетании с непредсказуемым, невероятно увлекательным сюжетом.
"Защита Лужина" (1930)
Один из наиболее известных романов Набокова. В основе сюжета лежат события из жизни его друга — гроссмейстера Курта фон Барделебена, покончившего жизнь самоубийством в 1924 году. «Я села читать эти главы, прочла два раза. Огромный, зрелый, сложный современный писатель был передо мной, огромный русский писатель, как Феникс, родился из огня и пепла революции и изгнания. Наше существование отныне получало смысл. Все мое поколение было оправдано», — писала всегда восторженная в оценке Набокова Нина Берберова. Владислав Ходасевич также заметил значимость романа в творчестве писателя: «Защита Лужина» — первая вещь, в которой Сирин стал уже во весь рост своего дарования». Больше десятилетия спустя, сам Набоков в письме главе книжного издательства Дж.Лафлину писал: « В современной русской литературе я занимаю особое положение новатора, писателя, чья работа стоит совершенно особняком от творчества его современников. Из десятка романов, которые я написал в последние пятнадцать лет, лучшие э то «Защита Лужина», «Приглашение на казнь» и состоявший из 120 тысяч слов «Дар».
Роман написан Набоковым как большая шахматная партия,, разыгранная русским шахматистом-эмигрантом Лужиным и, с другой стороны, самой жизнью. Шахматы для самого писателя были из тех увлечений, что остаются любимыми всю жизнь. При достаточном углублении в роман описанную в нем шахматную задачу можно решить. Для набоковского героя шахматы представляют единственный интерес к жизни, сравнивается игра только с музыкой.
В романе затронута одна из актуальных для писателя тем – противостояние творческой личности и общества, покушающегося на ее свободу. В контексте этой темы «защита Лужина» — это не только совокупность продуманных ходов в шахматной партии, но и психологическая защита от окружающих.
Кульминация романа – поединок с Турати. Перехитрить противника не удалось, защита не сработала, потому что Турати пошел так, как Лужин не мог ожидать. Из-за переутомления Лужин проигрывает и попадает в больницу, его мучают галлюцинации. Его самоубийство нелогично и неожиданно. Спокойная семейная жизнь для него неприемлима именно потому, что так он будет лишен возможности играть в шахматы. Возможно, это противоречие и толкает его к последнему шагу. С.Сакун в своей статье «Шахматный секрет романа В.Набокова «Защита Лужина» предполагает, что шахматный конь – аллегория самого героя. В романе гроссмейстер Лужин разрабатывает защиту от дебюта своего соперника, смысл которой состоит в жертве шахматного коня, то есть гибели самого Лужина. Он «выпал из игры», проиграл. Это завершение партии и завершение жизни. Получается, что самоубийство – это часть защиты Лужина. Падая, Лужин видит, как под ним «бездна распадалась на бледные и темные квадраты, на шахматную доску. В книге использован фирменный приём Набокова — несмотря на то, что герой описан с детства, его имя появляется только в самом конце, когда он уже мёртв.