1921-1929 годы были в целом весьма плодотворным периодом в истории русской советской литературы, хотя уже в это время наметились первые признаки сопротивления свободе литературного самодвижения (середина 1921 г. _ смерть А.Блока и расстрел Н.С.Гумилева; август-ноябрь 1922 _ высылка инакомыслящих философов, литераторов, научных деятелей за границу; 1924 _ закрытие ряда "неофициальных" журналов). Несмотря на все эти явления, литература 1920-х годов сохраняла многообразие творческих направлений и группировок, редкое жанровое и тематическое богатство. Главный смысл, пафос литературного движения 1920-х годов заключался в поисках новых путей, новых форм. Модернистские течения взаимодействовали с реалистическими. В прозе 20-х годов на стыке модернизма и реализма получил развитие орнаментальный стиль, насыщенный особой экспрессией, метафоричностью; он так или иначе отразился в "Железном потоке" А.Серафимовича, "Голом годе" Б.Пильняка, в "Падении Даира" А.Малышкина и др. Стилистические искания писателей-"орнаменталистов" соприкасались с западноевропейской литературой "потока сознания "; имели они и российские истоки, восходящие к символистской прозе. Многообразие выразительных и изобразительных средств языка и стиля, изобретательность в композиции и сюжетной организации произведения, полная свобода творческой фантазии _ все это заслуженно принесло двадцатым годам славу времени "великого эксперимента" и выдающихся художественных произведений. В прозе _ это книги М.Булгакова , М.Горького, М.Зощенко, А.Платонова, М.Шолохова ; в поэзии _ С.Есенина, Н.Клюева, О.Мандельштама, В.Маяковского, М.Цветаевой; в драматургии _ М.Булгакова, В.Маяковского, Н.Эрдмана. Рядом с этими именами по праву могут быть поставлены десятки других.
1929 год положил конец периоду относительно свободного развития литературы. В этом году с самых первых месяцев начинается не только идеологическое, но и репрессивное преследование литературных инакомыслящих. С этого года _раньше с пафосом, а теперь с горькой иронией именуют его годом "великого перелома" _ начинается процесс унификации литературы под давлением партийных директив. Разрыв с корневой системой культуры приводил многих писателей к утрате собственного лица, к тотальной зависимости от очередных директив и указаний.
Началась подготовка к созданию Союза советских писателей и необходимого для этого Первого съезда писателей, на котором был провозглашен директивный социалистический реализм как основной метод советской литературы.
На I съезде писателей, в 1934 г. был принят Устав Союза советских писателей, подчеркнувший, что социалистический реализм позволяет художнику проявить себя в выборе "разнообразных форм, стилей и жанров", однако этот выбор связан с постановкой в художественных произведениях задач "идейной переделки и воспитание трудящихся в духе социализма".
От писателей требовалось изображение жизни в ее революционном развитии и показ становления нового человека в процессе социалистического строительства. Внутренняя позиция художника игнорировалось, да и само понятие художественности сводилась к тому, чтобы наиболее наглядно и доступно преподнести читателю общественно-полезные идеи и рекомендации. Настоящий герой должен быть обязательно борцом "за правое дело"; человек сам по себе объявлялся ненужной фикцией _ нет человека "вообще", нужен прежде всего "классовый человек", друг или враг, в зависимости от этого к нему нужно относиться. Соцреализм навязывал художнику определенные нормы, схемы, следуя которым он должен создавать свои произведения. Новый метод противоречил реалистической эстетике: следуя ему, художник не столько воспроизводил действительность, сколько создавал свою собственную утопию, творил миф. В 1920-е годы художники искренне верили в фантастическое будущее, в коммунистическую утопию.
Однако уже в конце 1920-х годов политические догмы корежат ткань художественного произведения, заставляя приносить в жертву классовой морали простые человеческие чувства.
В 1920-1930-е гг. в литературу входит молодое поколение писателей, многие из которых пытались, как сказал Б.Пастернак, "меряться с пятилеткой", но которые шли своим путем, сопротивляясь дегуманизации литературы, отстаивая свою независимость художника. В чем-то вынужденные идти на компромисс, они не поступились главным: свободой художественного творчества. И.Э.Бабель, М.М.Зощенко, Ю.Олеша, Б.Пильняк и тем более А.Платонов, М.Булгаков _ их художественные поиски протекали вне официального метода советской литературы.
Юрий Олеша родился 19 февраля (3 марта) 1899 года в Елисаветграде (сейчас Кировоград) в семье обедневших белорусских дворян. Род Олеши (первоначально православный) ведёт начало от боярина Олеши Петровича, получившего в 1508 году от князя Федора Ивановича Ярославича-Пинского село Бережное на Столинщине. Впоследствии род полонизировался и принял католичество.
Отец — акцизный чиновник. Родным языком был польский. В 1902 году семья переехала в Одессу. Здесь Юрий поступил вРишельевскую гимназию; ещё в годы учёбы начал сочинять стихи. Стихотворение «Кларимонда» (1915) было опубликовано в газете «Южный вестник».
Окончив гимназию, в 1917 году Олеша поступил в Одесский университет, два года изучал юриспруденцию. В Одессе он вместе с молодыми литераторами Валентином Катаевым, Эдуардом Багрицким и Ильей Ильфом образовал группу «Коллектив поэтов».
В годы Гражданской войны Олеша оставался в Одессе, в 1921 году переехал по приглашению В.Нарбута на работу в Харьков. Работал журналистом и печатал стихи в газетах. В 1922 году родители Олеши эмигрировали в Польшу. Он не поехал с ними.
В 1927 году в журнале «Красная новь» был опубликован роман «Зависть», одно из лучших произведений советской литературы о месте интеллигенции в послереволюционной России. Романтизм революции и связанные с ней надежды, присущие сказке «Три толстяка», резко потонули в новых сложившихся условиях. Многие литературные критики называют роман «Зависть» вершиной творчества Олеши и, несомненно, одной из вершин русской литературы XX века. Главный герой романа, интеллигент, мечтатель и поэт Николай Кавалеров, стал героем времени, своеобразным «лишним человеком» советской действительности. В противоположность целеустремленному и успешному деятелю общепита Андрею Бабичеву, неудачник Кавалеров не выглядел проигравшим. Нежелание и невозможность преуспевать в мире, живущем по античеловечным законам, делали образ Кавалерова автобиографическим, о чем Олеша написал в своих дневниковых записях. В романе «Зависть» Олеша создал метафору советского строя — образ колбасы как символ благополучия.
В 1929 годy автор написал по этому роману пьесу «Заговор чувств».