Муссонные леса. В тех тропических регионах, где почва в течение ежегодного сухого сезона высыхает достаточно сильно, но не настолько, чтобы деревья погибали, естественная растительность представлена листопадными широколиственными лесами. Эти фитоценозы были впервые изучены в Юго-Восточной Азии, где сезонная смена господствующих ветров приводит к смене засухи проливными дождями. Несущие влагу ветры называются муссонами, и термин «муссонные леса» распространился впоследствии на все экологически сходные сообщества независимо от континента.
Муссонные леса не так богаты видами, как дождевые. Деревья в них ниже, лиан и эпифитов меньше, досковидные корни у стволов отсутствуют. Часто нижний ярус при листопадном пологе остается в основном вечнозеленым. Как и в дождевом лесу, опыление производится главным образом животными. Пик цветения приходится на сухой сезон.
Когда листва опадает, а температура остается высокой и почва сильно прогревается, растительность и лесная подстилка могут легко вспыхнуть. Тысячелетия эволюции при регулярном воздействии огня привели к появлению у многих деревьев муссонных сообществ толстой «огнеупорной» коры, что существенно снижает риск их гибели при низовых, т.е. не распространяющихся на кроны лесных пожарах. На стволах этих пород у самой поверхности земли часто видны обгоревшие участки. Однако при периодических пожарах большинство деревьев все же гибнет, и сомкнутый лес в промежутках между такими нарушениями восстановиться не успевает. Полог изреживается, и открытое пространство захватывают ежегодно отрастающие от своих подземных частей злаки. Муссонный лес сменяется т.н. саванновым лесом, а когда деревьев становится еще меньше – саванной. В последнее время экологи установили, что широкое распространение в тропиках саванн – во многих случаях результат выжигания листопадных лесов человеком, расчищавшим землю под поля и пастбища. Местами это сопровождалось необратимыми изменениями почвы, в частности формированием в ней т.н. хардпана – плотного, находящегося на небольшой глубине горизонта, ниже которого не проникают вода и корни растений. В этих случаях саванна превращается из сукцессионного сообщества в климаксовое, и восстановление на ее месте леса невозможно даже после полного прекращения палов.
В муссонных лесах растут ценные породы деревьев, из которых самое известное – тиковое, или джатовое. Саванны, возникшие на месте этих сообществ, дают корм домашнему скоту, однако, несмотря на изобилие злаков, их питательная ценность здесь ниже, чем у степных и луговых трав в зоне умеренного климата. Характерные сельскохозяйственные культуры – рис, хлопок и арахис.
Сухие леса Области сухих лесов и сухих саванн находятся в основном в периодически сухом климате внешних тропиков, где сухой период продолжается примерно полгода (от 5 до 7 месяцев). Лишь сравнительно недавно они были признаны самостоятельными климатическими поясами растительности, располагающимися между влажными саваннами и формациями колючих кустарников. Это область с годовым количеством осадков от 500 до 1200 мм. Высокая температура и переменная влажность при энергичном передвижении почвенных растворов вверх по профилю во время сухих периодов обусловливают сильное химическое выветривание с тенденцией к латеритизации, при которой на поверхности горных пород образуется сплошная железная корка, предотвращающая их дальнейшее разрушение. Возвышающиеся над почвой постройки термитов тоже приобретают такую наружную защитную корку. Как по своему пространственному расположению, так и по характеру формаций эти пояса растительности в разных частях света имеют разное строение. Частично это обусловливается неодинаковой степенью воздействия человека, а также тем, что различие почвообразующих горных пород оказывает на растительность здесь более сильное дифференцирующее влияние, чем в других климатических поясах. Сухие леса на всем пространстве Африки к югу от экватора сохранились на больших площадях. К ним прежде всего относятся миомбовые леса, состоящие в основном из дождезеленых бобовых деревьев с перистой листвой разной величины, а частью из мелколистных деревьев с широкими зонтиковидными кронами. Они простираются через поднятие Лунда (восточная Ангола, Замбия, Малави, южное Конго), северный Мозамбик и другие районы Восточной Африки, а кроме того, по западной окраине Мадагаскара, как пишет различная учебная литература. Кстати, о литературе: вот посмотрите, какая удобнаяпрограмма каталогизатор электронных книг существует сегодня на рынке програмного обеспечения, но вернемся к нашей статье.В Южной Америке соответствующие сухие леса и саванны не имеют столь широкого распространения. Основная область их с перистолистным сухим лесом типа «Piptadenia» (Paffen) и «Mimosos» (Лютцельбург) тянется в виде сравнительно узкой и несплошной полосы в направлении с севера на юг от штата Сеара до Минас-Жераис между «campos cerrados» и каатингой на северо-востоке Бразилии. Вторая, также узкая и прерывистая полоса, включающая листопадные бобовые деревья «chapadas», обрамляет северную часть области Гран-Чако и продолжается, захватывая богатые злаками сообщества Acacia cebil, вплоть до аргентинской провинции Тукуман. На севере Венесуэлы аналогичный пояс растительности окаймляет озеро Маракаибо.
Саванны и жестколистные тропические и субтропические леса и редколесья Австралии Основная часть территории материка испытывает недостаток увлажнения. Сезонно-засушливые районы окаймляют центральные, наиболее аридные территорий. В тропической северной половине с осадками менее 1500 и более 500 мм в год развиваются редколесные и саванновидные сообщества, сходные внешне с соответствующими группировками Африки и других материков. В субтропической и умеренной части континента и Тасмании при осадках менее 800-1000 мм и более 250-300 мм в год формируются различные типы жестколистных вечнозеленых (эвкалиптовых) лесов, редколесий и зарослей кустарников. Большинство этих комплексов имеет явно выраженный средиземноморский характер, хотя они и образованы эндемичными видами растений и животных.
Условия среды от тропических к субтропическим изменяются постепенно в соответствии с термическими различиями. Северная тропическая переменно-влажная зона саванны и редколесий увлажняется летними дождями; субтропическая средиземноморская; зона имеет сухое жаркое лето и прохладную дождливую зиму. Средняя температура самого холодного месяца (июля) на юге не ниже + 5-10°С, но заморозки бывают регулярно. В горах же, особенно в Тасмании, зимой выпадает снег.
Саванны и редколесья тропической Австралии по общей структуре растительности приближаются к африканским. Есть и некоторое флористическое сходство. В частности, и здесь типичны зонтиковидные деревья из семейства мимозовых, в основном акации (род Acacra). В саваннах и редколесьях травяной покров состоит из многолетних злаков с ежегодно высыхающей и отмирающей надземной массой. Как и на других материках, обычен бородач, представленный местными видами (голубая трава). Много эндемиков и на родовом уровне - митчелова трава, кенгуровая трава.
С сезонно-засушливыми как тропическими, так и сутбропическими областями Австралии связан разнообразный комплекс животных, значительная часть которого представлена как в более влажных, так и в более сухих зонах. Именно здесь сосредоточено максимальное разнообразие форм "австралийцев" - от яйцекладущих ехидн до различных сумчатых. Для эвкалиптовых лесов характерны коала, совсем было истребленные еще несколько десятилетий назад. Сейчас угроза вымирания этого вида ликвидирована. Повсеместно, в том числе и в городских садах, многочислен кистехвостый поссум, или лисий кузу. Это преимущественно древесный, поедающий листья и плоды зверек с красивой шкуркой, из-за которой его в большом количестве добывают. Кузу с удовольствием ест плоды завезенных из Европы фруктовых деревьев, а также желуди, каштаны и т. п. На земле и на деревьях находят приют мелкие сумчатые землеройки. Сумчатая крыса, или тафа, ведет хищный образ жизни наподобие куньих.
В тропических саваннах и редколесьях разыскивают термитов вомбаты, или сумчатые муравьеды. В наше время они стали редкими. Это зверьки размером с кролика с удлиненной мордой и пушистым хвостом. Как и у настоящих муравьедов, у них длинный подвижной язык. Внешне похожи на сурков вомбаты, из которых более обычен большой вомбат. Эти травоядные звери, как и сурки, устраивают сложные норы. Травоядны и наиболее известны виды отряда кенгуру и валлаби. Из первых в редколесьях восточной половины материка более обычен серый кенгуру. Валлаби похожи на кенгуру, но меньше по размерам.
Иногда можно услышать ошибочное суждение, что в Австралии отсутствуют плацентарные (т. е. несумчатые и неяйцекладущие) млекопитающие, исключая летучих мышей. Однако это справедливо лишь в отношении аборигенной фауны Новой Зеландии, где до появления человека вообще не было нелетающих зверей. В Австралии же обитают различные эндемичные виды и роды семейства мышиных. На сумчатых тушканчиков очень похожи обитающие совместно с ними настоящие мыши и крысы из рода нотомис, или кенгуровых мышей (10 видов). Обе эти группы похожи на настоящих тушканчиков своими длинными задними ногами, хвостом и манерой передвижения.
В почве живут также знакомые нам по Африке слепозмейки, поедающие муравьев. В подстилке, травянистом и кустарниковом ярусах обильны разнообразные саранчовые, сверчки, различные двукрылые, в частности типулиды, слепни и разнообразные мухи других семейств, бабочки, жуки-листоеды, уже упоминавшиеся тараканы и муравьи. Среди земноводных больше всего квакш, а также псевдофрин из эндемичного древнего подсемейства австралийских жаб. Некоторые виды последних откладывают икру на суше среди заросшего берега водоема в ямки. При первом дожде из икринок выходят головастики, скатывающиеся в воду. Иногда это бывает лишь через несколько месяцев после откладки икры.
Из ящериц больше всего мелких сцинковых, местами, например, на острове Кенгуру и в других менее освоенных районах, обычны разные вараны. Именно в Австралии живет большая часть видов этого рода, некоторые из них достигают в длину 2,6 м. Среди змей довольно часты некрупные ядовитые, а также трудно обнаруживаемые слепозмейки. Вечером в свете фар постоянно попадаются кролики, вомбаты, валлаби. В мышеловки в экваториальных рощах ловятся сумчатые землеройки. Обычны даже в городских парках кистехвостые поссумы, на открытых местах вне селений - серые кенгуру. В лесу встречаются также сумчатые летяги, способные совершать планирующие полеты длиной 30-40 м. Здесь же обитают более мелкие летяги, питающиеся в основном нектаром и насекомыми.
В парках и садах поражает смесь завезенных "обычных" европейских и азиатских видов птиц (воробьев, скворцов, щеглов, майн) с экзотическими местными формами, из которых многочисленны яркие попугаи розеллы, черно-белая гимнорина, или ворона-свистун, веерохвостая мухоловка сине-белой окраски. Общая плотность населения птиц близка к 1000-1500 особей на 1 км2, как в наших парках и лиственных лесах. В эвкалиптовых лесах она вдвое ниже. Здесь доминирует австралийский крапивник. Самцы этой маленькой птички имеют ярко-синее оперение. На полях пшеницы нередко собираются огромные стаи гала, или розового какаду. Этот красивый попугай экологически как бы заменяет здесь грачей.