Исходные принципы педагогики Л.Н. Толстого.
Исходя из принципа свободы в педагогике, Толстой обосновывал педагогическую концепцию. Толстой по-новому подошел к пониманию сущности учебного процесса. Толстой – педагог велик тем, что глубже и всесторонне, чем кто-либо из его современников, последователей и предшественников, понял необходимость изучения внутреннего мира ребенка, его желаний, интересов и устремлений. Помещая в центр своей педагогической концепции «личность ребенка», он выстраивает вокруг нее систему дидактических принципов, в частности, следующие принципы:
1. Принцип сознательности и активности обучения. В процессе обучения Толстой придавал большое значение развитию самостоятельности и творческого мышления у учащихся.
2. Принцип связи обучения с жизнью. Толстой подмечал, что чем богаче и разностороннее жизненный опыт учащихся, тем больше возможностей успешно обучать детей в школе, тем легче установление межпредметных связей и повышение учебной мотивации.
3. Принцип доступности обучения. То есть сообщение учащимся сложного учебного материала в доступной форме. Лучшим приемом для достижения доступности обучения Толстой считал накопление учащимися возможно большего количества конкретных сведений и фактов, в отличие от традиционного сообщения обобщенных и отвлеченно-абстрактных истин.
4. Принцип прочности усвоения знаний. Важной предпосылкой прочного усвоения знаний Лев Николаевич считал такой фактор, как наличие у школьника четкого понимания смысла, самой идеи знания и каждого из его слагаемых, осознание учеником жизненной значимости изучаемого материала.
5. Принцип природосообразности. То есть опора на природное стремление ребенка к знанию.
Сущность понятия «свобода» в трактовке Л.Н. Толстого.
Важнейшее место в педагогической теории Л.Н. Толстого занимает идея свободного воспитания. Она тесно связана с его философско-идеалистическими и политическими взглядами. Л.Н. Толстой считал, что человек имеет право свободно формировать свои убеждения и взгляды, без всякого насилия и принуждения со стороны общества, и что детям присуще природное совершенство и высокие нравственные качества.
Свобода в воспитании, по Толстому, – это результат педагогических усилий, когда создаются условия к проявлению лучших сил Ребенка, когда он не подвергается давлению со стороны воспитателя и вместе с тем находится в сфере его нравственного и интеллектуального влияния.
Идеи свободного воспитания в теоретических работах и практической деятельности К.Н. Вентцеля.
Жизненным фактом, давшим толчок разработке теории свободного воспитания К.Н. Вентцелем было насилие над ребенком и идея его освобождения от всех видов педагогического порабощения.
Теоретическая и практическая деятельность Вентцеля имела целью с позиций либерализма и анархизма освободить молодое поколение от цепей видимого и невидимого рабства.
Теория К.Н. Вентцеля самобытна и оригинальна. Несомненным ее достоинством является серьезная разработка этико-философских оснований, в частности, рассмотрение вопросов о нравственности. Нравственность, по определению К.Н. Вентцеля - это «сознательное стремление и деятельность, направленные на увеличение общей суммы и напряженности жизни в мире».
Выдвинув новый педагогический термин «Культ ребенка», К.Н. Вентцель закрепил в системе свободного воспитания нерушимый закон: ребенок настоящего момента - самодовлеющая цель воспитания. Понимая культ ребенка как «великое благоговение, преклонение перед развивающейся жизнью, перед беспредельным творчеством жизни, свободно обновляющейся и принимающей все высшие и высшие формы», мыслитель подчеркивал важность последовательного, планомерного труда для обеспечения свободного развития, устранения всего, что противодействует, тормозит и мешает этому развитию.
Идея свободного воспитания положила начало новым образовательным и воспитательным моделям «Новое воспитание», «Свободное воспитание», стала основой педагогического опыта отдельных экспериментальных учреждений: Яснополянской школы Л.Н. Толстого, «Дома свободного ребенка» К.Н. Вентцеля, колонии «Бодрая жизнь» С.Т. Шацкого; ряда современных образовательных учреждений: школы «Эврика – развитие» и других
Принципы равноправия, взаимодействия, труда и свободного творчества как основа жизнедеятельности «Дома свободного ребенка» (1907 г.).
К.Н. Вентцель определял: «Свободный творческий производительный труд – это есть такая форма деятельности, в которой мы участвуем всем нашим существом, в которую мы вкладываем все наше «я»; это есть такая форма деятельности, которая предъявляет на нас запрос, как на цельную личность…» Такой труд приводит к воспитанию и образованию, которое рождается «внутри» ребенка, а не навязывается ему извне. Принцип развития стремления к свободному творческому труду на всех ступенях воспитания и образования обеспечит тот «здоровый фундамент», на котором все другие телесные и душевные качества ребенка могут получить наивысшее развитие.
Практическому воплощению идей свободного воспитания в жизнь призваны содействовать воспитательно-образовательные учреждения нового типа, - «Дома Свободного Ребенка». Цель создания такого учреждения, - «прогрессирующее освобождение ребенка от внешнего и внутреннего гнета, предоставление ему условий для свободного и беспрепятственного гармонического развития всех сторон его природы, всей его индивидуальности в целом», - писал педагог.
Абсолютизация прав ребенка в «Декларации прав ребенка» (1917 г.).
Декларация прав ребенка опубликована в сентябре 1917 г. и является своеобразным гуманистическим манифестом.
Все основные принципы «Декларации прав ребенка», принятой ООН 20 ноября 1959 г., уже содержались в той «сентябрьской» Декларации К.Н. Вентцеля. Совпадают не только их название, круг идей, но и группировка положений, ведущие разделы и направления. Несомненен и обращенность обоих манифестов к миру ребенка. В них превалирует забота о реальной реализации ведущих прав ребенка, направленных на создание благоприятных предпосылок для того, чтобы он «развивался физически, умственно, нравственно, духовно здоровым и нормальным путем в условиях свободы и достоинства».
Прежде всего, он носит «субъектный» характер; в нем ребенок выступает не пассивным потребителем, дожидающимся, что государство и общество удовлетворят его насущные потребности, а активной, действенной силой. Это провозглашается уже в преамбуле Декларации: «Молодое поколение должно само бороться за свое освобождение».
Критика идей свободного воспитания в педагогике.
С возникновением свободного воспитания возникает и его критическое восприятие. В педагогической среде существовали все виды негативных реакций на новое учение (кроме научно-аналитического): яростное сопротивление новому воспитанию значительной части педагогов, поскольку это требовало коренного изменения привычного педагогического сознания.
Но было и безудержное восхваление свободного воспитания: его идеи предоставляли прогрессивным педагогам свободу творческого поиска (Э. Кей, М. Монтессори), обнажали изъяны в традиционном образовании и воспитании, заставляли учительство критически пересматривать свой опыт.
Результаты реализации теории Руссо в довольно широких масштабах приводили к сплошным отрицательным результатам: «естественная», по замыслу автора «Эмиля», природа превращалась в искусственную стихийность и анархическое беспринципное поведение ребенка.
А. Обухов «Свободное воспитание и дисциплина»:
1. Нельзя пускаться в крайности, то провозглашая природу ребенка «чистой доской», то полной пороков, то врожденными от природы «дарами всесовершенства».
2. «Нет ничего более ошибочного, как давать категорические решения и правила вне времени и пространства», «надо знать условия, в которых находится данная семья или школа».
Критику позиций свободного воспитания давал и сам Л.Н. Толстой, который в поездке по Европе отметил, что дети в так называемых свободных школах не смогли сделать простейшего сложения и вычитания, не знали историю своей страны, края, города и т.д. Свободная школа была оторвана от жизни. Л.Н. Толстой пришел к идее: жизнь есть образование, а само образование и должно отражать сущность жизни.