Религия как социальный институт и как мировоззрение.
Религия совмещает в себе черты культурной системы, то есть определяет сферу значений, символов и ценностей, относящихся к фундаментальным аспектам человеческого бытия, и вместе с тем функционирует в обществе в качестве самостоятельного социального института (социальной подсистемы) в тесной связи с другими социальными институтами, позволяет с максимальной полнотой и объективностью понять уникальную роль религии в человеческой истории, в жизни современного общества.
Рассмотрение религии в качестве социального института предполагает ее теоретическое описание в терминах социальной системы, точнее, подсистемы социального целого.
С социологической точки зрения институт религии, подобно другим социальным организациям, может быть представлен как система философской верой двух взаимосвязанных уровней:
- ценностно-нормативной модели, включающей в себя совокупность верований, символов и предписаний, относящихся к определенному кругу явлений и предметов, называемых священными;
- структуры поведенческих образцов, управляемых и регулируемых посредством религиозных норм и верований.
С социологической точки зрения можно выделить четыре основные функции религии в обществе:
- интегративную;
- регулятивную;
- психотерапевтическую;
- коммуникативную.
Мировоззре́ние — совокупность взглядов, оценок, принципов и образных представлений, определяющих самое общее видение, понимание мира, места в нём человека, а также — его жизненные позиции, программы поведения, действия
Религия и религиозные организации как факторы социализации личности.
Религия как один из социальных институтов традиционно играла большую роль в социализации человека. Религия и религиозные организации были важнейшим после семьи фактором.
Социализирующее влияние религиозных организаций испытывают на себе как верующие, так и члены их семей.
В процессе социализации верующих религиозные организации реализуют ряд функций:
- Ценностно-ориентационная функция
- Регулятивная функция (регулируют поведение людей)
- Коммуникативная функция (общение с Богом/другими людьми)
- Милосердная функция
- Компенсаторная (утешительная) функция
- Воспитательная функция - религиозное воспитание человека.
Итак, если подвести итог о роли религии в социализации человека, можно сказать, что религия действительно всегда была, и наверняка еще долгое время будет неотъемлемой частью общества, что в свою очередь просто не может не сказаться на влиянии ее в процессе социализации отдельного члена, так и общества в целом.
Функции религии.
Религия выполняет целый ряд функций и играет определенную роль в жизни общества. Функции – это способы воздействия религии в обществе, роль – суммарный результат, последствия выполнения ею функций. Выделяют несколько функций религии:
- Мировоззренческая.
- Компенсаторная. (психологический аспект компенсации – снятие стресса, медитация, духовное наслаждение, иногда иллюзии)
- Культурологическая.
- Легитивная. Эта функция означает узаконивание некоторых общественных строев, институтов (государственных, политических, правовых и др.), отношений или утверждение неправомерности любых из них.
Особенности религиозного воспитания.
Религиозное воспитание – целенаправленное и планомерное взращивание верующих посредством внушения им мировоззрения, мироощущения, норм отношений и поведения, соответствующих догматам и вероучительным принципам определенной конфессии (вероисповедания). Религиозное воспитание – составная часть относительно контролируемой социализации верующих (наряду с семейным воспитанием и социальным воспитанием). В основе воспитание лежит феномен удвоения мира и его сакрализации (от лат. sacrum - священное), т.е. наделения явлений окружающей действительности и личностного начала человека священным содержанием, придания особого смысла обыденным мирским процедурам через их обрядовое освящение.
Выделяют два уровня религиозного воспитания - рациональный и мистический. Рациональный уровень включает в себя три основных компонента: информационный, нравственный и деятельностный. Мистический уровень в значительно большей степени, чем рациональный, имеет конфессиональную специфику.
Религиозное воспитание осуществляют священнослужители, педагоги конфессиональных и светских (в ряде стран) учебных заведений, воспитатели детских и юношеских объединений (действующих при религиозных и светских организациях, например, скаутских); средства массовой коммуникации, контролируемые религиозными организациями. В семье и окружающей социальной среде религиозным воспитанием занимаются верующие (родители, родственники, члены религиозной общины и пр.).
Влияние мировых религий на воспитание личности в обществе.
Вопрос о необходимости внедрения в процесс преподавания религиозных знаний.
Религия традиционно связана с образованием, она предполагает религиозное образование самых разных ступеней, от первоначального до высшего, богословского. В процессе религиозной жизни формируются принципы, традиции, а затем и целостная система религиозного образования. В современную эпоху потребность в религиозном образовании возникла у самого общества. На то есть веские причины, главная из которых это необходимость преодоления бездуховности современной цивилизации.
Вместе с тем, нельзя забывать, что согласно Конституции РФ государственное образование имеет светский характер.
Настоящий педагог отчетливо осознает направленность собственных убеждений, а главное – он понимает, что те положения религиоведческих дисциплин, которые не зависят от идеологических пристрастий, должны быть использованы предельно объективно, так, чтобы не были задеты чувства верующих или неверующих школьников и студентов.