Демократия – власть народа.
Термин «демократия» впервые использовал 5 век до н. э. Геродот для характеристики такого устройства полиса, где правят многие.
Вплоть до 19 века этот термин был лишь политической концепцией.
В политической науке существуют такие подходы к определению сущности демократии:
- этимологический – рассмотрение происхождения и изначального значения термина. Геродот, Платон, Аристотель …Линкольн ® Демократия - это форма общественного устройства, основанная на равноправном участии членов общества в управлении с принятием решений большинством;
- нормативный – демократия как определенный идеал общественного устройства, основанного на принципах своды, равенства, братства;
- социально-политический – демократия массовое общественное движение за осуществление демократических целей и идеалов. Возникает в Новое время под флагом борьбы 3-его сословия за свои права и против абсолютизма
- «гражданская теория демократии». Демократия рассматривается не просто как власть большинства, а как власть сознательных, активных, цивилизованных и политически культурных граждан;
- негативный – демократия – власть черни, толпы с низменными наклонностями; Следовательно, это низменное явление, которое нужно искоренить.
- эмпирический – отход от рассмотрения идеальных, несуществующих моделей демократии. Демократия рассматривается такой, какая она есть на самом деле. Демократия- это форма правления, основанная на свободной и честной конкуренции за власть + подотчетность правительства парламенту, легальность, право частной собственности и т.д.
Основные характеристики демократии:
- юридическое признание и реальное осуществление народного суверенитета;
- выборность и периодическая сменяемость высших должностных лиц путём свободных выборов;
- равенство всех граждан на участие в управлении государством – наличие реальных политических прав;
- принятие решений большинством с учётом интересов меньшинства, которое имеет легальные пути выражения своих интересов;
- всеобщие гражданские права, взаимная ответственность личности и государства.
Либерально-демократическая теория |
Коллективистская теория |
1) приоритет индивидуальной свободы |
1) приоритет социального человека |
2) суверенитет личности |
2) суверенитет народа как единого целого |
3) плюрализм интересов |
3) единство интересов |
4) верховенство права |
4) первенство общего блага |
5) первенство прав человека |
5) единство прав и обязанностей |
6) модель представительной демократии |
6) модель непосредственной демократии |
7) разделение властей |
7) разделения функций |
8) подчинение меньшинства большинству с защитой прав меньшинства |
8) подчинение меньшинства большинству |
Локк. Джеферсон. |
Руссо. |
Исторические формы демократии:
- прямая – граждане непосредственно участвуют в подготовке, обсуждении и принятии решений;
- представительная (репрезентативная) – граждане делегируют свои права законным представителям.
Исторически сложилось два подхода к пониманию демократии:
1) ценностный (нормативный). Исторически первый. Демократия как политическая конструкция, в основе которой лежат высшие социальные ценности. Подход зародился в Древней Греции и получил свое развитие в Новое время, когда появляются либеральная (Локк) и коллективистская (Руссо) трактовки демократии.
2) процедурный – демократия возможна лишь в условиях, когда распространение ресурсов власти в обществе приобретает столь широкий характер, что ни одна общественная группа не в состоянии подавить своих соперников или сохранить властную гегемонию. Выход из этой ситуации - достижение компромиссов и взаимное разделение функций и полномочий. Чередование различных групп у власти. Необходимость в существовании специальных процедур и технологий выражает суть демократии. Демократия – совокупность процедур избрания, смены и реализации власти.
Процедурный подход:
1) плебисцитарно-вождистская теория демократии. Начал развивать Вебер, который рассматривал демократию как средство властвования, обесценивающее понятие «народный суверенитет» и «общая воля», т.е. прямое политическое участие возможно лишь в ограниченных формах: связано с представительством интересов граждан; вытеснением форм прямой демократии; возрастанием роли бюрократии. Демократия – совокупность процедур и соглашений;
2) партиципаторная. Сущность политических организаций заключается в обязательном исполнения всеми гражданами функций по управлению государством на всех увровнях политической системы. Исключается право индивида на уклонение от политического участия. Уравнивается ответственность профессионалов и непрофессионалов в управлении государством (Лукас);
3) элитарная. Демократия как конкуренция между двумя и более группами элит за власть на регулярных выборах. Главная проблема – отбор квалифицированных политиков. Политика – это конкурентная борьба групповых интересов, представляемых лидерами. Наибольшее распространение получила в 20 в. (Джованни Сатори);
4) плюралистическая. Демократия как тип организации власти в условиях её рассредоточения между различными силами. Рассматривается как среда, как соревнование различных групп, объединёнными общими интересами (Роберт Даль); Модель возможна лишь в условиях существования в обществе единых, базовых для всех групп идеалов и ценностей.
5) сообщественная – рассматривается в контексте разделения властей, которое предполагает представительство интересов меньшинства, лишённого доступа к рычагам власти (Лейпхарт):
- создание коалиционного правительства
- пропорциональное представительство
- децентрализация и максимальная автономия групп
- предоставление парламентским группа права вето при принятии решений (принятии решений квалифицированным большинством)
6) рыночная – сущность демократии заключается в том, что каждый политический субъект стремится получить максимальный результат при наименьших затратах. Главный двигатель – экономический интерес, выгода, прибыль. Власть – товар. Субъекты власти – продавцы, которые меняют ресурсы, статусы, привелегии на поддержку избирателей (покупателей). Акт голосования рассматривается как покупка или инвестиция (Энтони Даунс);
7) электронная – ядро демократии – виртуализация политики, основанная на информационно-коммунитавных технологиях, которые создают возможность для каждого гражданина непосредственно участвовать в политическом волеизъявлении;