пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ


14. Х. Ортега-и-Гассет: элиты и массы в политике.

 

Эта книга — попытка набросать портрет европейского человека определенного типа, главным образом — в его отношении к той самой цивилизации, которая его породила. Поэтому ключевым понятие анализируемого произведения,  на мой взгляд, является понятие «человек-масса». По мнению автора – это усредненный тип человека, который поступает и думает  как «все». Такой человек воспринимает блага цивилизации как само собой разумеющееся. Он слишком ленив, чтобы утруждать себя критическим мышлением, да и не всегда способен к нему. Соответственно, он не стремится доказывать свою правоту и не желает признавать чужую. Он прав по определению, как часть массы.

Мир, окружающий «нового человека» - ни в чём его не стесняет, ни к чему не принуждает, не ставит ни каких запретов. Такому человеку не приходит в голову, что все это создано личными усилиями гениальных людей, он думает, что его таким создала природа.

Массы заняты собственным благополучием и не замечают его источников. Считают, что вправе требовать все эти блага. Например, прообразом может служить: в голодные годы бунтов толпа громила пекарни, так нынешние массы обращаются с цивилизацией, которая их питает.

В современной общественной жизни Европы есть один важный факт: вся власть в обществе перешла к массам. Так как массы не должны и не могут управлять даже собственной судьбой - Европы переживает сейчас самый тяжёлый кризис, который автор назвал «восстание масс».

По его мнению: всякое общество - это единство двух факторов, меньшинства и массы.  Меньшинство - это совокупность лиц, выделенных особыми качествами. Масса - не выделена ничем. Масса - это «средний человек».

Говоря об «избранном меньшинстве», подразумеваются не тот, кто считает себя выше остальных, а тот, кто требует от себя больше.

Характеризуя человека-массу, автор выделяет следующие, присущие ему черты: врожденное ощущение безвозмездности и легкости жизни, чувство собственного превосходства и всесилия, а также желание вмешиваться во все, Индивида, обладающего вышеназванными качествами, автор сравнивает с избалованным ребенком.

 Сейчас поведение масс изменилось. Они решили двинуться на авансцену социальной жизни, занять там места, использовать достижения техники и наслаждаться всем тем, что раньше было предоставлено лишь немногим. Следовательно, масса захватывает место меньшинства, вытесняет его.

Сегодня мы присутствуем при гипердемократии, когда массы когда массы действуют непосредственно, навязывая всему обществу свою волю и свои вкусы. Масса давит все не похожее, личностное, избранное. Кто выглядит не так, как все, кто думает не так, как все, то подвергнется риску стать изгоем. Как писал Ортега: «Не следует объяснять новое поведение масс тем, что им надоела политика и что они готовы предоставить ее специальным лицам. Именно так было раньше, при либеральной демократии. Тогда массы полагали, что, в конце концов, профессиональные политики при всех их недостатках и ошибках все же лучше разбираются в общественных проблемах, чем они, массы. Теперь же, наоборот, массы считают, что они вправе пустить в ход и сделать государственным законом свои беседы в кафе».

Автор писал, что история Римской Империи есть история ее гибели, история восстания и господства масс, которое поглотили и уничтожили ведущее меньшинство, чтобы самим занять его место.

Сейчас мы живем под грубым господством масс. Массы выполняют сейчас те общественные функции, которые раньше выполняло избранное меньшинство, массы перестали быть послушными этим самым меньшинствам. Они усвоили те привычки и вкусы, которые раньше считались изысканными в области материальной, социальной, правовой.

Но, важно отметить, что, по мнению автора, господство масс имеет и положительную сторону.

После долгой подготовки человек - масса поднялся внезапно, одним скачком, за 1 поколение. Уровень жизни значительно поднялся. Мы живем в эпоху всеобщей нивелировки. То есть происходит выравнивание богатств, прав, культуры, классов, полов. Восстание масс означает огромный рост жизненных возможностей, то есть обратное тому, что мы слышим так часто о «закате Европы». Поэтому, господство масс имеет и положительную сторону: оно способствует подъему исторического уровня и показывает наглядно, что средний уровень жизни сегодня выше, чем был вчера.

В третьей главе, автор говорит о подлинной полноте жизни.

Он считает, что подлинная полнота жизни - не в покое удовлетворенности, а в процессе достижения, в моменте прибытия. То есть «путь всегда лучше, чем отдых». «Когда эпоха удовлетворяет все свои желания, свои идеалы, это значит, что желаний больше нет, источник желаний иссяк. Значит, эпоха пресловутой удовлетворенности - это начало конца. Есть эпохи, которые не умеют обновить свои желания; они умирают, как счастливые трутни после брачного полета. Вот почему эпохи "исполнения чаяний" в глубине сознания всегда ощущают странную тоску».

Так же он писал, что, по сравнению с вечным Римом, наша эпоха напоминает шаловливую резвость детей, вырвавшихся из школы. Сегодня мы уже не знаем о том, что будет завтра, и что нас в тайне радует, так как непредвидимое, таящее в себе все возможности, - вот настоящая жизнь.

По его мнению, эпоха, которая настоящее предпочитает прошлому, никак не может считаться упадочной.

В главе «Рост жизни», Ортега пишет, что мир разросся, и, следовательно, расширился наш кругозор, каждый средний человек принимает участие в жизни планеты.

Так же он писал, что наше поколение охвачено культом скорости. Победа над космическим временем и пространством была вопросом чести для современного человечества; и нет ничего странного в том, что мы испытываем детскую радость, развивая такую скорость, которая пожирает пространство и душит время. Уничтожая их, мы даем им жизнь, заставляем их служить жизненному процессу; мы можем посетить больше мест, пережить больше приездов и отъездов, вместить больше космического времени в меньший срок времени житейского.

Как уже писалось выше, количественный потенциал роста жизни вырос. Есть только один вид абсолютного упадка - убывание жизненной силы.

В заключение можно сделать вывод: наш мир переживает сейчас тяжёлый моральный кризис, симптом которого - небывалое восстание масс, причина - моральное разложение Европы.

Проблема в том, что Европа осталась без морали.

Человек массы отбросил устаревшие заповеди, для того, чтобы жить, не подчиняясь им.

Мы живем в эпоху всеобщего шантажа, который имеет 2 формы: шантаж угрозы или насилия и шантаж насмешки и глумления. Целью шантажа является то, что человек толпы может чувствовать себя свободным от всякого подчинения.  Причем мораль и является этим подчинением чему-то, сознание служения и долга.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


24.01.2014; 07:25
хиты: 965
рейтинг:0
Общественные науки
политология
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь