1. Мораль— особ форма общественного сознания или вид общественных отношений, в основе которых лежат такие гуманистические идеалы, как добро, справедливость, честность, нравственность, духовность и др. Мораль призвана удерживать человека от неблаговидных поступков.
В первобыт племенах мораль -1 из осн институтов управления небольшими соц сообществами
С возник госуд и полит институтов в управлении обществом возникает проблема соотношения политики и морали.
Общее: -м и п управляют поведением людей
Различное: 1)методы управлен: мораль опир на убеждение,критерий оценки-совесть\\\полит опирается на силу, использов принудит мер, критерий оценки-суд.
2) различ источникидля созд структуры управления: мораль основыв на сущ в обществе ценностях, обычиях, традициях.\\\в основе полит-интересы различных соц групп, общества
3)моральные требования носят постоянный, универсальный характер и не зависят от конкретной ситуации. \\\Политика же должна учитывать реальные условия и действовать в зависимости от складывающейся ситуации.
4) мор треб абстрактны\\\Требования политики достаточно конкретны, они облечены в форму законов, за нарушение которых следует наказание.
Конфуций, Сократ, Платон, Аристотель, Лао-Цзы- не расчленяли политику и мораль.
считали, что хорошие законы не могут быть гарантией справедливого правления страной без соответствующих моральных качеств, которыми должен обладать каждый правитель.
Маккиавелли разделил П иМ(чел коварен, и может воспользоваться даже аморальными методдами для того чтобв удержать власть
Для оправдания аморальной политики в рамках тех или иных идеологий создавались соответствующие теоретические концепции. Например, В. И. Ленин –классовая мораль
На первый взгляд, безнравственная политика более эффективна и прагматична, но со временем она развращает самих политиков и разлагает общество.
В принимаемых политических решениях начинают доминировать не общественные, а личные и корпоративные интересы правящей элиты.
Страна начинает жить не по законам, а по понятиям.
Коррумпированные политики и чиновники стремятся создать вокруг себя систему круговой поруки. Быть честным и добропорядочным становится невыгодно и опасно.
Управлять обществом, руководствуясь преимущественно моральными принципами, также невозможно.
. Поэтому в демократическом обществе политика и мораль должны органическим образом совмещаться.
Совместить политику с моралью весьма сложно.
Когда возникают конкретные политические интересы, мораль, как правило, отходит на второй план, а для достижения интересов нередко используются аморальные методы и средства.
=======2.Вебер выделил две основных позиции.:
1) что между этикой и политикой "нет ничего общего".
2)"одна и та же" этика имеет силу и для политического действования, как и для любого другого"'. Нередко две эти позиции противопоставлялись друг другу: "Правильно либо одно, либо другое".
---согласно этике убеждения, нельзя противопоставлять злу силу, а согласно этике ответственности: «ты должен насильственно противостоять злу, иначе за то, что зло возьмет верх, ответствен ты». Вебер раскрывает эту мысль:
=что всякое этически ориентированное действование может подчиняться двум фундаментально различным, непримиримо противоположным максимам: оно может быть ориентировано либо на “этику убеждения”, либо на “этику ответственности”.