Переходный период от Средневековья к Возрождению, связанный с процессом формирования светской культуры и гуманистического сознания, принято называть Проторенессансом. Понятие Проторенессанса тесно связано с Итальянской культурой, поскольку именно в ней возникло течение, придавшее новоевропейской культуре нравственно-художественное единство и эстетическую значимость. Произошла кардинальная смена системы важнейших координат, сопровождавшаяся изменениями в языке культуры и осуществлявшаяся, главным образом, на почве тех дисциплин, которые потом назовут “гуманитарными”. В итальянской культуре XIII—XIV вв. на фоне ещё сильных византийских и готических традиций стали появляться черты нового искусства — будущего искусства Возрождения. Потому этот период его истории и назвали Проторенессансом. Аналогичного переходного периода не было ни в одной из европейских стран. В итальянской культуре переплетались черты старого и нового Проторенессанс - этап в истории итальянской культуры, приходящийся на дученто (1200-е) и треченто (1300-е), подготовивший почву для искусства Возрождения; термин "Проторенессанс" был впервые употреблён швейцарским историком Якобом Буркхардтом. Для искусства Проторенессанса характерны тенденция к наглядному отражению реальности, светское начало и интерес к античному наследию. Становление Проторенессанса связано с подъёмом свободных итальянских городов, где бурно развивались ремесло и торговля, был проведён ряд антифеодальных реформ. В конце XIII в. во Флоренции складывается поэзия «нового сладостного стиля». То, что поэты того времени – Гвидо Гвиницелли, Гвидо Кавальканти, Данте Алигьери – следовали этому направлению, характеризует их исключительно как людей новой культуры. Опираясь на традиции куртуазной поэзии, представители этой школы отстаивают новое понимание любви, трансформируют образ Прекрасной Дамы и поэта по сравнению с поэзией трубадуров: Дама, «что с небес сошла на землю — явить чудо» (Данте), перестает восприниматься как земная женщина, уподобляется Богоматери, любовь поэта приобретает черты религиозного поклонения, но вместе с тем становится более индивидуализированной, она наполнена радостью. Поэты «dolce stil nuovo» разрабатывают новые поэтические жанры, среди которых: канцона (стихотворение со строфами одинаковой структуры), баллата, сонет. Итальянская баллата происходит не от французской баллады, а от французского виреле — плясовой песни, исполнявшейся солистом или несколькими певцами. Развитие сонета по философской триаде поднимает любую избранную тему, даже совершенно частную, на высокий уровень философского обобщения. Крупнейший представитель периода Проторенессанса Данте Алигьери.