Происходит от
ритуальных действ в честь
Диониса. Участники этих действ надевали на себя
маски с козлиными бородами и рогами, изображая спутников Диониса —
сатиров. Ритуальные представления происходили во время Великих и Малых
Дионисий (празднеств в честь Диониса). Песни в честь Диониса именовались в Греции
дифирамбами. Ко времени
греко-персидских войн вошло в обычай ставить в праздник дионисий три трагедии (
трилогия), развивающие один сюжет, и одну
сатировскую драму, в весёлом насмешливом тоне повторяющую сюжет трагедий, с танцами-
пантомимами.
Три крупнейших трагика
Греции —
Эсхил,
Софокл и
Еврипид — последовательно отображали в своих трагедиях психоидеологию землевладельческой
аристократии и торгового капитала на различных этапах их развития. Основной мотив трагедии Эсхила — идея всемогущества
рока и обречённость борьбы с ним. Общественный порядок мыслился определённым сверхчеловеческими силами, установленным раз и навсегда. Поколебать его не могут даже взбунтовавшиеся
титаны (трагедия «Прикованный
Прометей»).
От этого трилогического принципа отступил уже Софокл. Правда, на драматических состязаниях и он выступал с тремя трагедиями, но каждая из них имела свой собственный сюжет. Трагедия Софокла признается канонической формой греческой трагедии. Он впервые вводит
перипетию. Он замедляет стремительность действия, действие у Софокла как бы нарастает, приближаясь к
катастрофе, за которой ещё следует развязка. Этому способствовало введение им третьего
актёра. Хор в течение всего представления не покидал своего места, поскольку постоянно вмешивался в действие: он содействовал автору в выяснении смысла трагедии, раскрывал душевные переживания его героев, давал оценку их поступков с точки зрения господствующей
морали. Присутствие хора, а также отсутствие декораций в театре лишало возможности переносить действие с одного места на другое. Для диалогов и песен хора драматурги пользовались трёхстопным
ямбом как формой, близкой к живой речи.