Понимание человека в учении марксизма.
Создание философии марксизма относится к 40-м годам XIX в. Карл Маркс и Фридрих Энгельс создали учение, которое получило название диалектический материализм.
Учение марксизма о человеке и обществе получило название исторический материализм. развитие общества, как и природы, протекает на основе объективных закономерностей, которые отличаются от природных тем, что действуют, проходя через сознание людей. В частности, одна из закономерностей – определяющая роль производства в общественной жизни.противоречия между производительными силами и производственными отношениями приводят к классовым конфликтам и далее – к социальной революции. Структура общества представлена основными элементам – базисом и надстройкой. Базис определяет надстройку . Надстройка оказывает обратное влияние.
Русская религиозная философия о человеке. Владимир Соловьев обосновывает единство мира. Единство, по его версии, сначала выступает как идеальное единство в боге, идеальном сверхорганизме. Бог есть чистое мышление,. Божественный мир состоит из трех главных сфер: сферы чистых духов, сферы умов и сферы душ. Все эти сферы находятся в тесной и неразрывной связи между собой. Духи самостоятельны в самой меньшей мере. Души же наделены самостоятельной волей.
Всеединство бытия у Соловьева распадается на безусловное и условное или обусловленное. Безусловное – это бог, творческая воля которого пронизывает все. Условное, неистинное и несоверщенное – это природа, внебожественный мир. Человек занимает некое среднее положение между безусловным началом и преходящим миром явлений. В теории познания Соловьев развивал идею «цельного знания». Он считал, что сущность истины не постигается ни в опыте, ни в разуме, она не дается ни в ощущении, ни в логическом мышлении. Опыт и ощущения раскрывают перед нами лишь относительную реальность мира. Разум и логическое мышление свидетельствуют только об относительной разумности происходящего.