Как уже отмечалось, ценностное отношение является необходимым свойством сознания человека, проявляется во всех его составляющих. Прежде всего надо отметить, что многообразные ценностные явления сознания должны быть упорядочены, чтобы сохранялось его единство. Следует выделить иерархическую и рядопреложенную (когда ценности по рангу чётко не различаются) организацию ценностной структуры сознания человека.
Иерархическая организация образно может быть представлена в виде усечённого конуса. Чем выше ранг ценностей, тем их меньше. На каждом уровне «конуса» есть свои рядопреложенности ценностей. Ранг ценностей зависим от человека, но во многом определяется социальной значимостью тех или иных ценностей. Как правило, верхний уровень более стабилен, чем ниже уровень ценностей, тем он более динамичен. За счёт верхнего уровня (высших ценностей) и сохраняется единство субъективной реальности.
По содержанию ценностные явления, хотя и сложно, но возможно разделить на несколько групп:
- отношения к вещам и явлениям внешнего мира;
- собственной телесности;
- отношения к собственному «Я», включающие самопознание, самополагание, самореализации;
- отношения к другому «Я», связанные с межличностными коммуникациями, пониманием другого, чувствами дружбы, любви и т.п.;
- отношения к «Мы», т.е. той общности, к которой «Я» себя причисляет. Общечеловеческие, институциональные, профессиональные, групповые и т.п. ценности. Они охватывают весь спектр социальных отношений, связанных с правовыми, моральными нормами, обычаями, религиозными символами, корпоративными установлениями. В ценностной структуре массового сознания они образуют основной каркас, то, что укореняет его в повседневном бытии;
- отношения к «Они», т.е. той общности, которой «Я» себя противопоставляет активно или пассивно, ценности которой решительно осуждает, демонстрируя ненависть, презрение, или дипломатично отвергает, или просто не разделяет;
- по отношению к «Абсолютному», которое выражается в различных мировоззрениях разными терминами, констатируя «вечное», «бесконечное», «всеобъемлющее», «первоначало всего» (Мир, Бог, Вселенная и т. д.). Они затрагивают проблемы предназначения и места человека в мире, смысла жизни и смерти. Здесь человек одиноко стоит перед бездной бесконечности и вечности, и эта позиция всегда была и остаётся источником формирования и осмысления высших ценностей.
Ценности складываются в связи социального и личностного: социально – нормативное проявляется в форме личностного – экзистенциального, при этом сознание личности может вносить свои изменения.
Важное значение имеют так называемые сверхценные состояния, переживаемые в определённые интервалы – периоды субъективной реальности (вдохновение, религиозно – мистический экстаз, различные экстремальные переживания). Они имеют большую значимость субъективного переживания в отличие от будничности и укрепляют единство сознания и жизни человека. Этот подход рассматривает широкий круг вопросов касающихся активности сознания. В частности, способность явлений сознания выступать в качестве причины телесных изменений. Это – психическая причинность, являющаяся разновидностью информационной причинности. Поскольку явления субъективной реальности представляют собой информацию, то они способны программировать сложные действия и управлять ими. Поэтому сознание оказывается активным началом, инициатором, проектировщиком и исполнителем деятельности. Но для её осуществления необходимо энергетическое обеспечение, которое часто называют «психической энергией» (упадок сил, подъем сил), направленной на управление биохимическими процессами в клетках мышц и во многих других подсистемах организма. Это субъективно переживается как усилие, психическое напряжение. Например, при подъёме тяжестей, долгом беге, тяжёлой физической или умственной работе и прочее.
Поскольку сознание интенционально (направлено), то каждый его акт имеет активное направление через целеполагание, целеустремлённость и целереализацию. В этом отношении определяющим фактором выступает воля. Это качество служит ярким выражением активности сознания. Без достаточного напряжения воли высокие ценности остаются лишь на уровне желаний, побуждений.
В этой связи возникает проблема свободы воли. Не вдаваясь здесь в сложность этой проблемы (см. подробнее разд. 1.4), следует отметить, что признание свободы воли возможно лишь в частном виде как включение актов свободной воли в сознательное поведение личности. Тем более свободе воли препятствует и бессознательное, которое не контролируется «Я» и нашей волей.
Активность сознания выступает в разнообразных проявлениях. Одним из них является феномен веры, как некая санкция на ценностный выбор отдельной личности и общественный выбор. К этому же ряду относится и феномен надежды, который представляет в структуре сознания проекцию в желаемое будущее. Надежда выполняет функцию поддержания энергии и перспективы жизнедеятельности. Феномен творчества – это высшее проявление активности сознания и означает переориентацию направленности активности с внешнего мира на самого себя, на выработку новых ценностей и смыслов.