пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

I семестр:
» Философия

Проблема сознания в философии: подходы и способы решения. Основные свойства сознания. Материальное и идеальное. Сознательное и бессознат

Человеческая деятельность, как в целом, так и в познавательном отношении к миру обусловлена сознанием, поэтому место человека в мире, восприятие окружающего продиктовано именно этим свойством. Понятие сознания – одно из наиболее сложных философских понятий, поскольку оно относится к предельно общим категориям, которые возможно только описать. К тому же в трактовке сознания берутся различного рода исходные посылки. Особенность философского изучения сознания в отличие от научного фиксирует внимание на содержании сознания, на непосредственной данности этого содержания человеку. Сознание складывается на основе своего материального носителя – мозга, но это есть лишь его предпосылка потому, что собственно человеческое сознание присуще только общественному человеку. Оно возникает и развивается в совместной деятельности людей, прежде всего, в процессе труда, а также во всех других видах деятельности.

Основное значение термина «сознание» сводится к понятиям: «психика», «человеческая психика», «идеальное свойство высокоорганизованной материи», «высшая форма отражения», «осознанное бытие», «субъективная сторона торможения условных рефлексов», «функция человеческого мозга», «проявление абсолютного духа», «творение Бога» и т.д. Эти значения сознания могут и не исключать друг друга, но не все относятся к собственно философским понятиям.

В истории философии в различных философских подходах выступает как «дух», «душа», «психея», «идея», «бог», «сознание». Можно выделить по крайней мере три основных подхода в трактовке сознания.

Человеческое сознание – это порождение или часть «сознания вообще» - космического, божественного, планетного. Сознание в этом случае рассматривается как самостоятельная сущность. Так, идеи – эйдосы Платона и есть мысли человека, как и те объекты, которые они отражают. Мир идей определяет мир вещей, к которому принадлежит человек, а разумная душа, бессмертная по своей сути, своё содержание получает из умопостигаемого мира идей. По Г. В. Ф. Гегелю, сознание – это продукт развивающейся Абсолютной идеи. Подобная мысль выражается и в религиозной философии. Сознание (душа) человека есть воплощение божественного разума. Она означает внутренний опыт как средство самоуглубления и общения с всевышним. (См. Приложение. Е.Н. Трубецкой. Смысл жизни.) В феноменологии Э. Гуссерля эмпирическому сознанию субъекта противостоит трансцендентальное (выходящее за пределы возможного опыта человека) сознание. Оно составляет глубинную основу индивидуального сознания. С помощью феноменологической редукции, по его мнению, можно проникнуть в мир трансцендентального сознания и в нём усмотреть истинные сущности явлений, отмеченные эмпирическим сознанием. Концепции субъективистского толка решали проблему несколько иначе, хотя тоже видели сознание как самостоятельную сущность – субстанцию. Д. Беркли, например, утверждал, что идея (по Беркли – вещь) сама по себе не может быть причиной чего – либо. Следовательно, причиной является дух, мыслящая субстанция. Мир в таком представлении оказывается сферой сознания субъекта, идеального. И. Кант в своё время начинал исследование с сознания индивида. При этом он отмечал, что в индивидуальном сознании существует нечто, обуславливающее его разумную деятельность, находящееся вне сознания отдельного субъекта. Тем самым, сознание у Канта получает два определения: во – первых, как чувство, индивидуальное переживание, сопровождающее все явления духовной жизни; во – вторых, как сознание самодавлеющего разума, находящегося по ту сторону индивидуальных  проявлений субъекта и не зависящих от него. Дуализм же в лице, например, Р. Декарта разделял сознание и материю как самостоятельные сущности. Атрибутами духовной субстанции он определял такие способности, как ощущение, суждение, желание, отвращение, удовольствие, неудовольствие, некоторые врождённые знания. Близок к нему оказался популярный в 19 в. психофизический параллелизм, основывающийся на идее параллельного протекания психических и физических процессов.

Другой подход считал, что сознание присуще всей материи и отдельному материальному объекту. Все тела природы обладают сознанием, хотя не в одинаковой степени. Этот взгляд был присущ гилозоизму, панпсихизму, пантеизму.

Гилозоизм отрицал границу между «живым» и «неживым» и полагал, что «жизнь» - имманентное свойство праматерии. Примеры мы можем найти ещё в древнегреческой философии у милетцев (Фалес, Гераклит, Анаксимен), у Платона (мир как живой космос) и др. Панпсихизм по сути тождественен гилозоизму, т.е. выдвигал те же позиции. Учение о первоначале мира в этом русле приводит к пантеизму. Пантеизм растворял бога в природе. Б. Спиноза, наиболее известный из пантеистов, отождествил бога с природой, которую он понимал, как единую, вечную и бесконечную субстанцию, как причину самой себя. Исходя из этого, атрибут мышления оказывался свойственен всей природе.

Ещё одна позиция: человеческое сознание возникает в процессе развития материи. Оно представляет собой продукт биологического и социального развития человечества в целом и каждой отдельной личности. Это – материалистическое понимание сознания. Материя, обладая самодвижением, и при определённых условиях происходят такие изменения материальных систем, такие усложнения, которые приводят к появлению биологической системы, обладающей психикой и сознанием. Появление сознания связано с развитием и усложнением всеобщего свойства материи – отражения. Отражение выступает результатом взаимодействия систем, в результате которого одно явление запечатлевает свойства другого. В этом смысле сознание является свойством движущейся высокоорганизованной материи, сущность которого – в отражении. В то же время оно не может быть сведено к самой материи, поскольку качественно иное. Человек сознаёт при помощи мозга, но сознание – не функция мозга самого по себе, а функция определённого, специфического типа взаимоотношения общественно развитого человека с миром. Сознание с самого начала является общественным продуктом.

Однако вульгарный материализм (К. Фогт, Я. Молешотт, Л. Бюхнер) считал, что сознание есть продукт материи, мозгового вещества, полностью определяется им: мысль находится почти в таком же отношении к головному мозгу, как желчь к печени. Тем самым сознание отождествлялось с психическим, более того, с физиологическими процессами.

Содержание сознания многообразно: идеалы, знания, установки, нормы, чувства т. п., поэтому в широком смысле сознание понимается как психика. В узком смысле сознание сводится к мышлению человека. Сознание – это не только совокупность сведений о действительности, но и включает её эмоциональную оценку, оно обеспечивает целеполагающую деятельность – предварительное мысленное построение разумно мотивированных действий. Поэтому сознание ориентировано ещё и на преобразовании мира.

Сознание в широком смысле слова связано с самосознанием. Человек как личность – самооценивающее существо, иначе ему трудно определиться в жизни. Формирование самосознания, как и сознания в целом невозможно без социального фактора, без коммуникаций, без отграничения себя от других людей, как и без соотнесения с ними.

Среди наиболее общих свойств сознания можно выделить следующие (более подробно они будут рассмотрены в последующих параграфах):

  1. Субъективность. Носителем сознания выступает субъект, который выделяет себя из окружающей среды, противопоставляя себя материальным объектам и обладая памятью и непрерывностью.
  2. Предметность. Сознание всегда наполнено определённым содержанием, которое отражает как окружающий мир, так и самого субъекта.
  3. Идеальность. Образы, возникающие в сознании, - идеальны, вне сознания они существовать не могут. В результате сознание способно как бы отрываться от действительности и создавать свой собственный духовный мир.
  4. Интенциональность. Сознание всегда направлено на какие – то объекты, т.е. проявляет активную избирательную устремлённость.
  5. Рефлексивность. Сознание способно отражать не только внешний мир, но и своё собственное содержание. Его предметом выступает не сам объект, а его образ, что способствует анализу, сопоставлению, оценке – осознанию.
  6. Объективируемость в языке.

            Сознание – широкое понятие, что уже было отмечено, поэтому его исследование – многопланово, предполагает ряд аспектов – сторон. Возьмем некоторые из них: онтологический, гносеологический, аксиологический, праксеологический.


05.11.2014; 16:09
хиты: 1324
рейтинг:+1
Гуманитарные науки
философия
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь