Аристотель: философия – это наука о сущем и всеобщем, в то время как другие науки изучают лишь видимые причины и частные связи. Природа у него не совпадает с сущим, сущее шире природы, которая один из родов сущего. Сущее как таковое. предмет философии Аристотеля как некая поисковая область весьма обширен. Bcя философия Аристотеля - попытка разобраться в сущем, открыть его структуру, найти в нем главное, определить его по отношению к не-сущему, или к небытию.
Декарт: Философия уподобляется дереву, корни которого образует метафизика, ствол – физика, а ветви, растущие на этом стволе, –более частные науки . В Декартовом понимании философии ясно выражена мысль о практической действенности наук. Кроме механики, медицины и этики здесь идет речь и о более частных науках, составляющих ветви, с которых и должно собирать потребные в человеческой жизни плоды. требовала нового осмысления этого древа вплоть до его корней – метафизики.
Бердяев: Персонализм - философская система Бердяева.философия всегда сохраняет личностный характер. она всегда беззащитна. Она находится под давлением и властей, и религии, и науки. Философия не социальна, философия персональна. понимали под философской “любовью к мудрости” не только логику и полноту знания.
Соловьев: Он полагал, что философия должна стать не только теорией, но делом жизни. Философия - формирует особое религиозно-нравственное состояние. Философия формирует свободу выбора и мудрость, основанную на божественной Премудрости
Ясперс отрицал возможность развития философии как науки. философия, по Ясперсу, - это процесс философствования. делает акцент на принципиальной незавершенности и тем самым на открытости процесса философского размышления, в котором вопросы преобладают над ответами: истинное философствование как раз и состоит в поисках. философствование дает нам шанс как-то осмыслить наполненное "бедственностью" и "неизбывной заботой" наше существование. под существованием имеется в виду духовное бытие личности, ее сознание. "Существование есть сознание