В основе -опосредованное восприятие детьми окруж.мира. Картина расширяет представление об окружающем, активизирует рассказ-е.
2 аспекта в обучении: 1)ознакомл.,обучение восприятию картин; 2)рассказ-е по картинам.
Флерина: особенности восприятия: тяготение детей к яркому рисунку; желание видеть все существ-е хар-ки; затруднения ддв -свето-теневой рисунок, ракурсное построение, перспектива; + отн-е к простейшей композиции.
Мухина -3 направл-я в восприятии рисунков: 1)развив.умение соотносить рисунок с реальной жизнью; 2)разв.спос-ть видеть то, что изображено; 3)совершенств.итерпретация рисунка.
Люблинская -восприятию картин нужно учить, подводя к пониманию Что и Как изображено.
Рубинштейн -хар-р детских ответов зависит от: -содержания картины; -от опыта детей, от внимания; -от вопросов.
Для развития умения описывать, исп.серии картин: 1)предметные (предм.без сюжетного взаимодействия); 2)сюжетные -на занятиях с перечислением предм, по связной речи; 3)репродукции настоящ.картин -пейзажи, натюрморты, портреты женские или самого реб.
Требования к отбору картин: 1.содержание-интересное, понятное, позитивное; 2.высокохудожественность картин; 3.изобр-я реалистич., узнаваемые; 4.не д.быть нагромождение/сокращение детай.
Методика.
1й этап-рассматр.картин и беседа по их содерж-ю.
Задачи: необх.учить рассматр.и видеть предметы/сюжеты на картине, соотносить изобр-е с реальн.предметом,обосновывать свои ответы, самому задав.вопросы;активизир.и уточнять словарь. Цель беседы: подвести детей к правильному пониманию содерж-я картины. Осн.прием беседы -вопрос. Кроме вопросов -пояснения, указания, игровые приемы (дать имя герою, представить себя на месте изобр.ребенка).Вопросы:для выяснен.смысла (кто изображен?),описания предметов(какой предмет? что делает?), для перехода за пределы изображенного (как думаете, что будет потом?), старшим детям -подбор более точных определений, эпитетов (скажи наоборот, скажи точнее).
В конце беседы -спросить детей, что нового они узнали, сделать вывод. Для развития творчества: придумывание нового назв-я картины, прием "входжения в картину".
От точности рассматр-я картин зависит эффективность обуч-я рассказ-ю.
2й этап -сост.рассказов.
Виды рассказов: 1.опис-е предметных к.; 2.опис.сюжетной к.(ситуации на картине); 3.рассказ по послед-й сюжетн.серии картин (по кажд.по порядку); 4.повеств.рассказ по одной сюжетн.картине (+придумывает начало и конец эпизода); 5.опис.настоящих произв-й живописи.
В младш.возр.подготовит.этап к самост.рассказ-ю, с целью обогатить словарь, активизир.самост. речь, научить внимат.рассматр.картины и отв.на вопросы. Серии "домашние животные", "Дикие животные". В завершение занятия -рассказ пед-га объединяющий детские реплики. М.быть исп.загадки, потешки -в начале/конце или в ходе беседы. К 4г. -полное воспр-е образца педагога.
Средн.возр. Рассматр.и описыв. сюжетные и предметные картины. Задача -развитие монологич.речи. Для рассказ-я м.исп-ть картины,котор.уже рассматривали в младш.возр. Структура: рассматр.картины, беседа по ее содерж-ю, речевой образец пед-га, рассказ детей.
Старш.возр. Самост.описание предметных и сюжетн.картин, сюжетные рассказы по серии картин, придумывание начала и конца сюжета, творч.задания по картинам. Рассказы по серии сюжетн.картин. Вариации применения образца: -описывает один эпизод/одного персонажа; -по одной из неск-х картин; -в виде начала рассказа; -после однообразных детских рассказов. Ушакова: коллективн. рассказ по сюжетн.серии: 1)найти ошибку в послед-ти картинок; 2)открыта только первая картинка, после ее описания открывается следущая ит.д. Активизируется словарь, обогащается образными выражениями, отрабатываются грамматич.формы.