Советское руководство не отказывалось от идеи мировой социалистической революции. По мере возрастания экономической и военно-политической мощи СССР возрастали и политические амбиции советских лидеров. Оказывалась возрастающая финансовая и военная помощь странам, которые, как считало советское руководство, вступили на путь социалистического строительства. Большие средства выделялись и странам, освободившимся от колониальной зависимости. Поддерживалось коммунистическое, рабочее, антивоенное движение в западных странах.
В советской внешней политике приоритетным направлением была поддержка, развитие взаимоотношений со странами «социалистического содружества». Присутствие регулярных частей Советской армии сыграло решающую роль в победе «социалистических революций» в Польше, Чехословакии, Венгрии, Румынии, Болгарии, Югославии во второй половине 40-х гг. В этих странах к власти пришли местные коммунисты, которым помогали советники из СССР. Новым социалистическим странам в трудное послевоенное время была оказана большая экономическая помощь и предоставлены льготные кредиты. Но эти страны под давлением СССР отказались от еще большей помощи, которую европейским странам оказывали США в рамках «плана Маршалла». В 1949 г. был создан Совет экономической взаимопомощи (СЭВ), задачей которого было объединение всех восточноевропейских государств в единый экономический механизм. В 1955 г. появилась Организация Варшавского договора (ОВД) — военно-политический блок европейских социалистических стран.
У советского руководства возникла следующая концепция. Первая мировая война, виновником которой был капитализм, привела к революции в России и образованию СССР, первого в мире социалистического государства. Вторая мировая война, виновником которой был тот же капитализм, привела к образованию целой группы социалистических стран. До Второй мировой войны СССР находился в «капиталистическом окружении», был единственной социалистической страной. После 1945 г., по определению советских лидеров, появился социалистический лагерь во главе с СССР. Многим казалось, что до полной победы социализма во всем мире осталось совсем немного.
Первое послесталинское десятилетие.
5 марта 1953 г. скончался И.В. Сталин. В стране действительно началась ожесточенная борьба за власть. Председателем Совета Министров СССР стал Г. М. Маленков. Председателем Президиума Верховного Совета СССР стал К. Е. Ворошилов. Делами КПСС занимался секретарь ЦК КПСС Н. С. Хрущев.
С первыми предложениями о назревших реформах выступил заместитель главы правительства и министр внутренних дел Л. П. Берия. В конце марта началась амнистия для большого числа заключенных лагерей. Были сняты паспортные и режимные ограничения в 340 городах, за исключением Москвы, Ленинграда, Владивостока, Севастополя и Кронштадта. Сами лагеря стали передаваться хозяйственным министерствам. В апреле было прекращено «дело» кремлевских врачей, с которых сняли обвинение в неправильном лечении и смерти ряда известных деятелей. Берия предложил ограничить права Особого совещания при МВД СССР. Берия одним из первых выступил с критикой культа личности Сталина. По инициативе Берия было прекращено финансирование и заморожено строительство ряда крупных сооружений, в которых не было особой надобности. Он впервые поставил вопрос о неэффективности колхозного строя. Считал, что не следует советскую модель социализма насаждать в европейских странах.
Против первого «реформатора» и «перестройщика», человека, который слишком много знал, объединились практически все. Уже 26 июня 1953 г. он лишился всех должностей и в декабре 1953 г. после закрытого судебного разбирательства был расстрелян.
Некоторые улучшения в жизни народа произошли в короткое правление Г. М. Маленкова. Были сокращены налоги с приусадебных крестьянских хозяйств. Были снижены нормы обязательных поставок с личных хозяйств колхозников. В городах повысилась заработная плата. Началось освоение целинных и залежных земель (с весны 1954), за счет которого предполагалось решить зерновую проблему, обеспечить потребности населения в хлебе. Маленков первым высказался принципиально против атомной войны в силу ее огромных разрушительных последствий. Он не считал возможным пойти на атомную войну даже для победы мировой революции. В феврале 1955 г. Маленкову пришлось уйти со своего поста. Среди аргументов критиков было активное участие Маленкова в фабрикации «ленинградского дела».
«Оттепель» в духовной сфере
В общественно-политической жизни страны положительным явлением стала некоторая демократизация общества. В самой КПСС стали регулярно проводиться пленумы ЦК, возобновилось коллективное обсуждение назревших вопросов. Стала применяться обязательная ротация, перемещение руководящих работников. Улучшилось информирование рядовых членов партии путем так называемых «закрытых писем». Активизировалась работа профессиональных союзов, ВЛКСМ, творческих союзов писателей, художников и т. д. Возникло множество общественных организаций: уличные и квартальные комитеты, общественные комиссии содействия при домоуправлениях, бригады содействия милиции, родительские советы при школах и домоуправлениях, санитарные дружины, советы клубов, советы ветеранов труда и т. д. Наибольшую поддержку высшего руководства получили народные дружины и движение за коммунистический труд.
Многие политические заключенные в СССР и странах социалистического лагеря были выпущены на свободу и реабилитированы. Было разрешено возвращение на родину большинству народов, депортированных в 30-40-е гг. XX в. На родину были отправлены десятки тысяч немецких и японских военнопленных.
Значительные перемены в общественной и духовной жизни страны известный писатель и публицист того времени И. Г. Эренбург оценил как начало «оттепели» после долгой зимы сталинщины.
В 50-х гг. были отменены некоторые «идеологические постановления» второй половины 40-х гг. В духовной жизни общества было допущено обсуждение пройденного страной пути. «Зеленую улицу» получали художественные произведения, в которых затрагивалась «кульговская проблематика».
Во время периода десталинизации заметно ослабла цензура, прежде всего в литературе, кино и других видах искусства, где стало возможным более открытое освещение действительности.