Декабристы
Крепостнический строй, постепенно вступавший в стадию своего разложения, стал восприниматься мыслящей частью русского общества как основная причина бедствий страны, ее отсталости, которая унижала патриотические чувства духовной элиты. Его ликвидация осознавалась передовыми людьми как насущная задача, открывающая стране дорогу к прогрессу. Первыми носителями освободительных идей в России выступили представители дворянства, многие из которых сознавали, что понятия чести, достоинства и свободы личности, уже укоренившиеся в духовной жизни, несовместимы с рабством большинства населения и самодержавным режимом.
«Союз спасения» (1816—1818) — первая тайная офицерская организация во главе с полковником А.Н. Муравьевым. Целью организации было введение конституции и гражданских свобод, что означало ликвидацию крепостничества и ограничение самодержавия.
«Союз благоденствия» (1818—1821), сложившийся на основе распущенного «Союза спасения», был более многочисленной организацией. Помимо пропаганды в армии и великосветских салонах, он осуществлял и легальную деятельность.
«Южное общество» (1821—1825) во главе с П.И. Пестелем, С. Волконским, С.И. Муравьевым-Апосголом, АП. Юшневским действовало на Украине. Программным документом общества стала «Русская Правда», написанная Пестелем и включавшая: уничтожение самодержавия и установление республики; уничтожение сословий, равноправие всех граждан: введение суда присяжных для всех граждан; введение свободы слова, печати, вероисповедания, занятий; разделение властей на законодательную власть — Народное вече (парламент), исполнительную — Державная Дума из 5 избираемых на 5 лет членов и блюстительную (судебная) — Верховный Собор; уничтожается крепостное право; земля делится на частную и общественную, из которой каждый мог получить участок земли определенного размера.
«Северное общество» (1822—1825) во главе с Н.М. Муравьевым, С.П. Трубецким, а с 1823 г. — К.Ф. Рылеевым действовало в Петербурге. Программным документом стала «Конституция», написанная Никитой Муравьевым и предполагавшая введение конституционной монархии; разделение властей на законодательную (парламент) и исполнительную (во главе с императором); федеративное устройство страны; ликвидацию крепостного права; сохранение права помещиков на землю в определенных размерах; наделение крестьян приусадебным участком в 2 десятины; рассмотрение и принятие Конституции Учредительным собранием.
Свое выступление заговорщики намечали на лето 1826 г. Однако 19 ноября 1825 г. в Таганроге внезапно скончался император Александр I. Трон должен был перейти к брату покойного Константину, так как у Александра не было детей. Но еще в 1823 г. Константин отрекся от престола, который теперь согласно закону переходил к следующему по старшинству брату — Николаю Павловичу. Не зная об отречении Константина, Сенат, гвардия и армия присягнули ему 27 ноября. Затем назначили повторную присягу уже Николаю. В этих условиях у декабристов появилась возможность воспользоваться внезапной смертью царя, колебаниями власти, оказавшейся в обстановке междуцарствия, а также неприязнью части гвардии к престолонаследнику Николаю Павловичу. Декабристы планировали поднять гвардейские полки, собрать их на Сенатской площади и заставить Сенат издать Манифест к русскому народу, в котором провозглашались уничтожение самодержавия, ликвидация крепостного права, учреждение Временного правительства и гражданские свободы. Часть восставших должна была захватить Зимний дворец и арестовать царскую семью. П. Каховский взял на себя задачу убить Николая I. Руководителем восстания был избран князь С.П. Трубецкой.
Утром 14 декабря офицерам-членам «Северного общества» удалось вывести часть войск на Сенатскую площадь. Но к этому моменту сенаторы уже присягнули Николаю и разошлись. Трубецкой струсил и не явился на площадь, что, в свою очередь, вызвало замешательство и медлительность действий декабристов. Николай окружил площадь верными ему войсками. Но восставшие отбили атаки конницы, а генерал-губернатор Милорадович, пытавшийся склонить восставших к сдаче, был убит Каховским. После этого восставших расстреляли из артиллерийских орудий.
Общественно-политическая мысль
Общественное движение развивалось в условиях жесткого правления Николая I, подавлявшего всякое инакомыслие. В этих условиях представители различных направлений не имели возможности реализовать свои идеи на практике. Отсутствие возможности свободной общественной деятельности вело к тому, что основной формой стали малочисленные кружки с небольшим количеством участников.
Консервативное направление в идейном отношении оформилось раньше других течений общественной мысли. Его наиболее значительными представителями были М.П. Погодин, С.П. Шевырев, журналисты Н.И. Греч и Ф.В. Булгарин. Действительную народность представители этого направления видели в приверженности православию и самодержавию, характерной для русского народа.
В 1832 г. министр народного просвещения С.С. Уваров сформулировал основы «теории официальной народности»: самодержавие, православие и народность как основы русской истории обеспечивают благоденствие и могущество России, мир между сословиями и защиту от пагубных революционных идей Запада.
Либеральными течениями в общественной мысли стали славянофильство и западничество. Славянофильство как течение общественной мысли появилось в начале 40-х гг. XIX в. Его идеологами были литераторы и философы А.С. Хомяков, братья И.В. и П.В. Киреевские, К.С. и И.С. Аксаковы, Ю.Ф. Самарин. Развивая идею самобытности русской истории, славянофилы главной движущей силой считали не самодержавие, а православный народ, сплоченный в сельские общины. Славянофилы считали, что Петр I насильственными методами внедрял опыт, механически заимствованный у Запада, что привело к нарушению естественного развития России, законсервировало крепостничество и породило социальные конфликты. Славянофилы говорили, что крепостное право необходимо ликвидировать, сохранив общину и патриархальный уклад жизни; при этом речь шла лишь о духовном укладе, славянофилы не выступали против современной техники, железных дорог и промышленности.
Западничество оформилось как идейное течение в работах историков, юристов и литераторов Т.Н. Грановского, К.Д. Кавелина, П.В. Анненкова, Б.Н. Чичерина, В.П. Боткина. Как и славянофилы, западники стремились к превращению России в передовую державу, к обновлению ее общественного строя. Основные идеи западничества: Россия, развивающаяся по универсальным законам истории, отстает от Запада; необходимо ликвидировать историческое отставание, восприняв опыт и духовные ценности Запада; в России следует утвердить либеральные идеалы свободы личности, гражданское общество и, в перспективе, установить конституционную монархию; важно развивать рыночные отношения, предпринимательство, промышленность и торговлю; необходимо отменить крепостное право, передать крестьянам землю за выкуп; следует развивать образования и распространять научные знания; западники основными методами своей деятельности считали формирование общественного мнения для подготовки преобразования России путем реформ «сверху».
Особенностями революционной демократии как идейного течения было совмещение ряда идей западничества (свобода личности, гражданские права и свободы, единые законы мирового исторического развития), славянофильства (идеализация общинного строя, русское и славянское мессианство, коллективизм) и европейского социализма. Цель движения заключалась в создании общества социальной справедливости — социализма. Метод достижения цели — радикальные реформы или массовая революция.
Основоположниками теории «русского социализма» (народничества) выступили А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский, Н.П. Огарев, Н.А. Добролюбов, М.А. Бакунин. Они ставили своей целью «достижение социализма как общества справедливости»