Переход к Новому времени многие исследователи связывают с Ренессансом (с 13 до конца 16 вв.) в ходе которого произошел пересмотр человеком взглядов на свое предназначение в мире.
Для европейцев с падением Византии (1453 г.) традиционные торговые пути оказались перерезаны турками. Стали искать новые морские пути. В 1492 г. Христофор Колумб открыл Америку, началось освоение «Нового Света». В страны Запада хлынули потоки золота и серебра. В 1607 г. была основана первая колония в Северной Америке - Виргиния. На новые земли все активнее начинают ввозить рабов из Африки. По данным историков с 15 по 19 вв. работорговцы вывезли из Африки 80 млн. человек. Ограбление вновь открытых территорий, жесточайшая эксплуатация туземцев, работорговля явились важными источниками первоначального накопления капитала.
Экономически крепнущая буржуазия нуждалась в сильном государстве, таким стала абсолютная монархия. Глава государства - монарх рассматривается как главный источник законодательной и исполнительной власти. При абсолютизме достигается высокая централизация управления, создается разветвленный бюрократический аппарат, большая постоянная армия и полиция. В Англии и Франции абсолютизм был сметен в ходе буржуазных революций 17-18 вв., в России он просуществовал до революции 1917 г.
Реформация началась в Германии. В 1517 г. монах Мартин Лютер выдвинул требования «дешевой» церкви, ликвидации власти папы, секуляризацию (изъятие) церковного имущества и переход ее в руки государства, против практики продажи индульгенций. Реформация распространилась на многие европейские страны, сторонников реформы стали называть протестантами.
Венчание на царство Ивана IV
Иван IV Грозный (1533—1584) — один из самых известных и противоречивых правителей России. Отношение к нему историков очень неоднозначно.
В январе 1547 г. Иван IV принял титул царя. К концу 40-х гг. XVI в. при молодом царе складывается кружок придворных деятелей, которым он доверяет ведение государственных дел. Это новое правительство позднее князь Андрей Курбский назвал «Избранной радой» . Во главе ее стоял Алексей Адашев, способный государственный деятель, выходец из незнатного рода костромских вотчинников. Он руководил деятельностью Челобитной избы, принимавшей жалобы и доносы. Активным участником «Избранной рады» являлся отец Сильвестр, влиявший на духовную жизнь царя, способствовавший его умственному развитию, приобщавший к книгам. В круг приближенных лиц входили также митрополит Макарий, князь Курбский, думный дьяк Висковатый.
Началом реформ стал созыв в 1549 г. первого Земского собора, состоявшего из Боярской думы, придворных кругов, верхушки духовенства и дворянства. В 1550 г. был принят новый Судебник.
В 1550-х гг. завершается складывание приказной системы. В 1555—1556 гг. в результате реформы местного управления была отменена система кормлений.
Была проведена военная реформа. В 1550 было создано стрелецкое войско. В 1556 г. принято «Уложение о службе», устанавливающее единый порядок организации военных сил.
Опричнина и ее последствия
В декабре 1564 г. царь неожиданно покинул столицу, забрав казну, символы власти и наиболее ценные иконы. В сопровождении преданного ему окружения он поехал в Александрову слободу, откуда в январе 1565 г. послал две грамоты. В одной он обвинил бояр, детей боярских, приказных людей в измене, казнокрадстве, насилии над народом и заявил о своем решении оставить царствование. В другой грамоте, обращенной к посадским людям, он объявлял, что зла на них не держит. Бояре вынуждены были послать к царю делегацию и принять все его требования. Главными условиями стали: разделение страны на земщину с прежней Боярской думой и приказами и опричнину со своей Думой, приказами войском; получение царем права полностью и бесконтрольно распоряжаться жизнью и имуществом людей; предоставление 100 тыс. руб. на «обустройство» опричнины.
Одна из основных причин перехода к опричнине — разрыв Ивана TV с политикой реформ и его стремление к неограниченному самовластию. Определенную роль сыграло и ухудшение обстановки в стране в связи с Ливонской войной. Сказались и личные качества царя.
Объективно опричнина не только не привела к усилению центральной власти, к чему стремился Иван IV, а, скорее, ослабила ее. Попытка форсированными темпами и насильственными методами изменить структуру власти, централизовать её в условиях незрелости социально-экономических и духовных факторов вызвала острый общественно-политический кризис, поставивший страну на грань национальной катастрофы в годы Смуты. Ведя борьбу не только с действительными недругами, но и с врагами, зачастую мнимыми, власть своей подозрительностью и жестокостью множила ряды настоящих недоброжелателей. Деспотические методы правления разорили народ и подвели государство к Смуте в начале XVII в.
Опричный террор не привел к уничтожению боярства и боярского землевладения, произошли лишь изменения в составе этого правящего слоя, поднявшие на самый верх людей беспринципных, готовых ради личных интересов пойти на любое преступление. Опричная политика стала одной из причин поражения в Ливонской войне. Внутренняя политика и затяжная война привели к тяжелому экономическому кризису, разорению населения, его бегству из центра на окраины. Государство теряло налогоплательщиков, служилые люди — крестьян, а это подрывало боеспособность армии. Для преодоления кризисного положения власть пошла на запрет крестьянского «выхода». В 1572 г. с опричниной было покончено.