Теории происхождения государства
Ввиду особой роли государства на протяжении всей истории человечества его происхождение привлекало внимание и являлось предметом длительных споров.Возникло множество концепций происхождения государства.
Теологическая (религиозная) концепция (Ф. Аквинский, Ф. Лебюфф, Д. Эйве) на протяжении длительного времени преобладала и считала происхождение государства результатом деятельности богов, высших сил.
Патриархальная теория (Конфуций, Аристотель, Н. К. Михайловский и др.) рассматривала государство как большую семью, в которой мудрый руководитель (отец) заботится о подданных (детях) и пользуется властью от имени всех и к общей пользе.
Психологическая теория (Цицерон, Н. М. Коркунов, Л. И. Петражицкий,Э. Фромм) связывала возникновение государства с наличием у различных людей импульсов, направленных к властвованию над себе подобными или к подчинению.
Разновидностью этой теории можно считать волюнтаристскую теорию (политолог Дж. Ф. Мейтленд-Джонс), которая связывает возникновение независимых государств с волевой деятельностью той или иной «сильной личности».
Одной из наиболее популярных является теория общественного договора (договорная концепция) — Т. Гоббс, Д. Локк, Ж.-Ж. Руссо, Гораций, Д. Дидро, А. Н. Радищев, П. И. Пестель и др. Она видит природу государства в обеспечении всеобщего примирения людей. Люди, договорившись о передаче власти правителям, прекращают «борьбу всех против всех» и организуют жизнь на разумных началах.
Марксистская теория связывала возникновение государства с появлением и развитием семьи и частной собственности, с возникшим разделением общества на класс богатых (рабовладельцы, феодалы, капиталисты) и класс бедных (рабы, крепостные крестьяне, пролетарии), на обладателей основных богатств (рабов, земли, капитала) и тех, кто зависел от этих собственников. К. Маркс, Ф, Энгельс, В. И. Ленин и И. В. Сталин рассматривали государство как орудие насилия, подавления в руках тех, кто владеет материальными богатствами данного общества.
Органическая теория (Г. Спенсер, И. К. Блюнчли, Р. Вормс) рассматривала государство и право как произведение сил природы, распространяла действие законов природы на общество.
Формирование древнерусской государственности
Социально-экономические предпосылки. Развитие земледелия в степном и лесостепном районе Среднего Поднепровья приводило к появлению избыточного продукта, что создавало условия для выделения из общины княжеско-дружинной группировки. Началась эволюция родовой общины, которая, благодаря тому, что теперь отдельная большая семья могла обеспечить свое существование, стала трансформироваться в соседскую. Это создавало условия для имущественной дифференциации, но социального расслоения в самой общине не происходило, гак как производительность земледельческого труда оставалась слишком низкой. Кроме того, сохранялось подсечное земледелие, из-за своей трудоемкости требующее усилий всего родового коллектива.
Социально-политические предпосылки. Усложнение внутриплеменных отношений и межплеменные столкновения ускоряли становление княжеской власти, повышали роль князей и дружины как обороняющих племя от внешних врагов, так и выступающих в качестве арбитров в спорах. Борьба между племенами приводила к складыванию межплеменных союзов во главе с наиболее сильным племенем и его князем. Эти союзы приобретали форму племенных княжений. В итоге, власть князя, которую он стремился превратить в наследственную, все меньше зависела от вечевых собраний, укреплялась, а его интересы все более отчуждались от интересов соплеменников.
Духовные предпосылки. Становлению власти князя способствовала и эволюция языческих представлений славян. По мере роста военного могущества князя, приносящего добычу племени, обороняющего его от внешних врагов и регулирующего споры, возрастал его престиж и, одновременно, происходило отчуждение от свободных общинников. Таким образом, в результате военных успехов, выполнения им управленческих функций, отдаления князя от привычного для общинников круга дел и забот, он как бы наделялся сверхъестественными силами и способностями, в нем начинали видеть залог благополучия всего племени, а его личность отождествляли с племенным тотемом. Все это приводило к сакрализации княжеской власти, создавая духовные предпосылки для перехода от общинных к государственным отношениям.
Историки располагают очень незначительной информацией о начальном периоде становления государственности у восточных славян. Летопись «Повесть временных лет» говорит, что в 862 г. славяне решили обратиться к соседям-варягам, называвшимся русью, и их князю — Рюрику.
Итак, среди племен новгородских словен, чуди, мери, веси, незадолго до этого прекративших платить дань варягам «из заморья», началась усобица. Закончилась она тем, что ее участники решили найти себе князя, который бы ими «володел и судил по праву». По их просьбе на Русь пришли три брата-варяга: Рюрик, Трувор и Синеус. Рюрик начал княжить в Новгороде, Синеус — на Белоозере, а Трувор — в Ладоге. Так летописная традиция увязала начало Руси с призванием варягов.
В 882 г. родственник Рюрика князь Олег с дружиной и малолетним сыном Рюрика Игорем захватил Киев, освободил славянские племена от хазарской дани и подчинил своей власти, объединив, таким образом, Новгород и Киев. Так, согласно летописи, произошло образование древнерусского государства.
Эти данные легли в основу норманнской теории, выдвинутой в 40—50-е гг. XVIII в. немецкими учеными, которые жили и работали в России, — Г. Байером и Г. Миллером. Норманисты считали, что государственность на Русь была принесена норманнами, скандинавскими воинами, которых здесь называли варягами, и делали вывод об извечной отсталости славян, якобы не способных к самостоятельному историческому творчеству. Современные исследователи считают: а) процесс формирования государства начался до варягов, сам факт их приглашения на княжение свидетельствует о том, что эта форма власти была уже известна местным славянам и финно-угорскому населению; б) Рюрик, скорее всего, реальная историческая личность, приглашенный в Новгород на роль арбитра и, может быть, защитника от заморских варягов, захватил власть, подавив восстание под руководством местного племенного князя Вадима. Его появление в Новгороде (мирное или насильственное) никак не связано с зарождением государства; что касается его братьев Синеуса и Трувора, то это — результат недоразумения — летописец, читая скандинавский источник, принял «sinehus» (со своими родичами) за Синеуса, a«truwaring» (верная дружина) за Трувора; в) норманнская дружина активно использовала насилие для сбора дани и объединения местных племенных союзов, что ускорило складывание государства. Одновременно происходила консолидация местной княжеско-дружинной верхушки, ее интеграция с варяжскими дружинами и славянизация самих варягов; г) Олег, объединив Новгородскую и Киевскую земли и сведя воедино «путь из варяг в греки», как бы подвел хозяйственно-экономическую базу под складывающееся государство.
Образование государства со столицей в Киеве имело важное историческое значение для восточных славян, поскольку сложились более благоприятные условия для развития земледелия, ремесел, торговли. Мощный импульс получает древнерусская культура. В рамках древнерусского государства происходило складывание единой древнерусской народности — основы трех восточнославянских народов: великорусского, украинского и белорусского.
Особенностью древнерусского государства было то, что оно являлось многоэтничным (многонациональным) по составу с преобладанием славянского компонента.