пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

5. Иные субъекты международного права.

 

Международные организации

Только международные межправительственные организации от­носятся к производным (вторичным) субъектам международного пра­ва. Неправительственные международные организации этим каче­ством не обладают.

В отличие от правосубъектности государств, правосубъектность международных межправительственных организаций носит функ­циональный характер, поскольку она ограничена компетенцией, а также целями и задачами, определенными учредительным доку­ментом.

Часто за международными организациями признается право на «подразумеваемые полномочия», т.е., теми, которые организация вправе осуществлять в целях реализации уставных функций, но которые не прописаны в уставе. С данной концепцией можно согласиться, если она подразумевает согласие членов организации.

Кроме межправительственных организаций, субъектами между­народного права могут быть и иные международные органы. Так, в соответствии со ст. 4 Римского Статута Международного уголовно­го суда от 17 июля 1998 г. названный суд обладает международной правосубъектностью. Естественно, что правосубъектность Междуна­родного уголовного суда является ограниченной по сравнению с та­ковой межправительственных организаций. Международный уголов­ный суд обладает такой международной правосубъектностью, которая необходима для осуществления целей и задач в рамках его ком­петенции.

 

Нации  (народы), борющиеся за независимость

Если нация (народ) начинает борьбу за независимость и создает органы освобождения, которые эффективно осуществляют управление и контроль над значительной частью народа и территории, обеспечивают в ходе борьбы соблюдение норм МП, а также представляют народ на международной арене, то за ним может быть признана м/д правосбъектность.

Воюющая сторона - Национальный комитет «Сражающаяся Франция», позже – Французский комитет национального освобождения, Организация освобождения Палестины (ООП).

 

Государственно-подобные образования

К государственно-подобным образованиям относится Ватикан (Святой престол).

Государство Ватикан является особым образованием, созданным в соответствии с Латеранским договором между Италией и Святым пре­столом от 11 февраля 1929 года и наделенным некоторыми чертами государственности, что означает чисто формальное выражение самостоятельности и независимости Ватикана в мировых делах.

В настоящее время общепризнано, что Святейший престол явля­ется субъектом международного права. Такое признание со стороны международного сообщества он получил вследствие его международ­ного авторитета как независимого руководящего центра католической церкви, объединяющего всех католиков мира и активно участву­ющего в мировой политике.

Именно с Ватиканом (Святым престолом), а не с государством-городом Ватикан поддерживают дипломатические и официальные отношения 165 стран мира, включая Российскую Федерацию (с 1990 г.) и практически все страны СНГ. Ватикан участвует во многих двусто­ронних и многосторонних международных соглашениях. Имеет ста­тус официального наблюдателя в ООН, ЮНЕСКО, ФАО, является членом ОБСЕ. Ватикан заключает особые международные догово­ры - конкордаты, которые регулируют взаимоотношения католи­ческой церкви с государственными властями, имеет во многих стра­нах послов, именуемых нунциями.

В международно-правовой литературе можно встретить утверж­дение, что определенной международной правосубъектностью обла­дает Суверенный военный орден св. Иоанна Иерусалимского, Родос­ского и Мальтийского (Мальтийский орден). 

После потери территориального суверенитета и государственности на острове Мальта в 1798 году Орден, реорганизовавшись при поддержке России, обосновался с 1844 года в Италии, где были подтверждены его права суверенного образования и международная правосубъектность. В настоящее время Орден поддерживает офи­циальные и дипломатические отношения с 81 государством, включая РФ, представлен наблюдателем в ООН, а также имеет своих офи­циальных представителей при ЮНЕСКО, ФАО, Международном комитете Красного Креста и в Совете Европы.

Штаб-квартира Ордена в Риме пользуется неприкосновенностью, а глава Ордена - Великий магистр обладает иммунитетами и приви­легиями, присущими главе государства.

Однако Мальтийский орден по своей сущности является между­народной неправительственной организацией, осуществляющей бла­готворительную деятельность. Сохранение в названии Ордена тер­мина «суверенный» - исторический анахронизм, поскольку свой­ством суверенности обладает лишь государство. Скорее этот термин в названии Мальтийского ордена с точки зрения современной меж­дународно-правовой науки означает «независимый», чем «суверен­ный».

Поэтому Мальтийский орден не считается субъектом международ­ного права, несмотря на такие атрибуты государственности, как под­держание дипломатических отношений и обладание иммунитетами и привилегиями.

История международных отношений знает и другие государствен­но-подобные образования, которые обладали внутренним самоуп­равлением и некоторыми правами в области международных отно­шений. Чаще всего такие образования носят временный характер и воз­никают как следствие неурегулированности территориальных пре­тензий различных стран друг к другу. Именно к этой категории исторически относились Вольный го­род Краков (1815-1846 гг.), Свободное государство Данциг (ныне Гданьск) (1920-1939 гг.), а в послевоенный период Свободная терри­тория Триест (1947-1954 гг.) и, в определенной степени, Западный Берлин, который пользовался особым статусом, установленным в 1971 году четырехсторонним соглашением СССР, США, Великобри­тании и Франции.

 

Субъекты федеративных государств

Компоненты международно-правового статуса республик, областей, краев и других субъектов РФ воплощены в Федеральном законе от 4 января 1999 г. «О координации между­народных внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации». Прежде всего, подтверждено и конкретизировано конституционное право субъектов РФ в пределах предоставлен­ных им полномочий осуществлять международные и внешнеэкономические связи, т. е. право на отношения, выходящие за внутригосударственные рамки. Субъекты вправе поддерживать связи с субъектами иностранных федеративных госу­дарств, административно-территориальными образованиями иностранных государств, а с согласия Правительства РФ - и с органами государственной власти иностранных государств. Пре­дусмотрено также право на участие в деятельности международ­ных организаций в рамках органов, созданных специально для этой цели. Связи субъектов с иностранными партнерами, согласно Закону, могут осуществляться в торгово-экономической, научно-технической, экономической, гуманитарной, культур­ной и иных областях. В процессе этой деятельности субъекты РФ имеют право на ведение переговоров с указанными ино­странными партнерами и на заключение с ними соглашений об осуществлении международных и внешнеэкономических связей. Такие согла­шения заключаются прежде всего с равноуровневыми контр­агентами - с членами (субъектами) зарубежных федеративных государств и с административно-территориальными единицами унитарных стран. Вместе с тем сохраняется практика взаимосвязей с центральными органами иностранных государств.

В то же время Конституционный Суд РФ в определении от 27 июня 2000 г. подтвердил свою правовую позицию относительно того, что «республика не может быть субъектом международного права в качестве суверенного госу­дарства и участником соответствующих межгосударственных отношений...». При толковании этого положения допустим ак­цент именно на отрицании суверенного статуса республики, что означает признание и осуществление не основанных на су­веренитете международных и внешнеэкономических отноше­ний (связей) с определенными контрагентами, указанными в Федеральном законе от 4 января 1999 г.

 

Физические лица

В некоторых учебниках за рубежом и в России утверждается, что субъектами МП являются физические лица. Обычно в качестве аргумента приводится ситуация с правами челове­ка. Императивные нормы МП закрепили все основные права человека. Учреждены международные суды по правам человека. Каждый человек связи с нарушением его прав может теперь подать в международный суд  жалобу на собственное государство.

На самом деле все международно-правовые акты по вопросам прав человека регулируют данную проблематику не напрямую, а через межгосударственное сотрудничество. Международные акты закрепляют права и обязанности государств как субъектов МП, а уже затем государства обепочивают или обязаны обеспечить соответствующие права в своем внуреннем праве.

Права человека - это один из примеров того, как современное международное право концентрируется на регулировании не собственно поведения субъектов МП, а на внутренних правовых режимах. В данном случае.- на внутреннем правовом режиме, касающемся прав человека. Нормы МП все чаще и больше воздействуют на внутренние правовые режимы государств, будь то в сфере экономической, финансовой или конституционной, административной, уголовной.

Именно поэтому можно утверждать, что предметом регулирования посредством МП являются две большие группы межгосударственных отноше­ний: а) отношения между субъектами МП по поводу их поведения в междуна­родной системе; б) отношения между субъектами МП по поводу их внутрен­них правовых режимов. И акцент в международно-правовом регулировании постепенно смещается на вторую группу межгосударственных отношений.

Поэтому можно говорить об усилении взаимного переплетения МП и внутреннего права при примате МП. Единство внутреннего права и МП называют Глобальным правом.

Только если смотреть на любую правовую проблему в свете Глобального права (т. е. комплекса из внутреннего и международного права), мож­но допустить, что субъектами Глобального права являются как публичные лица, так и частные лица.

Физические лица могут быть признаны в качестве субъекта МП, если только сами государства признают их таковыми. Однако нет каких-либо международных актов, на основании которых можно было бы сделать вывод о международной правосубъектности индивидов. Признание индивида субъектом МП означало бы, что мы имеем дело уже с каким-то другим (не международным) правом. Такое «другое право» - это Глобальное право.

Проявлением Глобального права можно считать, например, наличие в МП уголовной ответственности индивида за преступления против мира и безопасности человечества, практику Европейского суда по правам чело­века и др. В этих случаях признается, что международно-правовые нормы могут порождать права и обязанности для физических лиц непосредственно напрямую, а не через посредство государств.

 


21.03.2015; 07:43
хиты: 8408
рейтинг:0
Профессии и Прикладные науки
право
международное право
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь