Обычно выделяют следующие критерии для выражения форм существования языка:
1)общность исходного материала, то есть звукового строя, грамматики (морфологии, синтаксиса) и значительной доли словаря. Это позволяет данной разновидности языка быть понятной в пределах одного народа;
2)определенная системность и самостоятельность структуры, например, диалект;
3)несовпадение, даже принципиальное разделение сфер их использования;
4)различие в уровне совершенства, в коммуникативных возсожностях. Это вызвано тем, что различные формы существования языка используются в разных по сложности сферах общения.
По В. Д. Бондалетову(сноска. Он один выделяет формы существования языка или же это общепринято?), к основным формам существования языка относятся:
1)Литературный язык;
2)Народно-разговорный язык;
3)Койне;
4)Просторечие;
5)Территориальный диалект;
6)Язык-пиджин;
7)Креольский язык;
8)Некоторые типы социальных диалектов.
Второстепенными называют тайные арго, групповые жаргоны, ритуальные и кастовые языки, половые варианты языка.
Литературный язык не всегда кодифицируется. Из-за этого в его границах отмечают две разновидности:
1)Кодифицированный литературный язык, записанный в нормативных грамматиках и словарях;
2)Некодифицированный литературный язык – разговорная речь повседневно-бытового общения.
КОДИФИЦИРОВАННЫЙ ЯЗЫК (НОРМИРОВАННЫЙ ЯЗЫК)
Язык, обработанный в соответствии с языковыми нормами. Кодифицированные формы языка: 1) литературный язык; 2) терминология. Некодифицированные формы существования языка: 1) диалекты; 2) просторечие; 3) жаргоны.