Дети и подростки составляют значительную часть читателей наших библиотек. Миссия библиотек, обслуживающих детей, в том, чтобы, используя все имеющиеся ресурсы, создать среду развития ребенка через чтение, книгу и нетрадиционные виды носителей информации.
Говоря же о массовой работе с детьми, очень важно не забывать следующее: если мы хотим, чтобы книга и чтение прочно вошли в жизнь ребенка, значит систематическая взаимосвязь массовой работы и работы индивидуальной просто необходима. Поэтому мы стараемся, чтобы при встречах с конкретной читательской группой непременно использовался комплекс форм индивидуальной и массовой работы, рассчитанный на все стадии читательской деятельности ребенка (т.е. выбор книги, мотивы этого выбора, сам процесс восприятия и понимания, читательские оценки прочитанного.
Чтение в изменяющейся медиасреде:
Динамические процессы в чтении детей и подростков связаны с двумя главными составляющими: глобальными мировыми тенденциями в чтении в контексте изменения медиасреды, а также ситуацией «догоняющей модернизации» в России.
Все больше детей и подростков в России сегодня читают мало, либо иначе, т. е. не так, как хотели бы этого родители и педагоги. Меняется «модель детско-подросткового чтения», или «модель литературной социализации личности» - процесс, в котором меняются практически все характеристики чтения подрастающего поколения.
Одной из крайне сложных проблем, отразившихся на досуговом чтении детей и подростков, стала реформа школы. В младшем школьном возрасте многие еще любят рассматривать книги и читать их. От младшего к старшему увеличивается учебная нагрузка, все больше времени требует выполнение школьной программы. Главным становится вовремя получить информацию, поэтому, начиная с подросткового возраста, чтение носит все более функциональный, инструментальный характер.
Большое количество проблем в области чтения также связано с тем, что школа сегодня недостаточно развивает умения и навыки учащихся в сфере чтения и информационной культуры. Кроме того, программы преподавания литературы построены таким образом, что вместо любви к классическому наследию, многие школьники отторгают его и воспринимают литературу по учебной программе чисто формально. Это обстоятельство также ведет к снижению уровня читательской культуры.
Согласно данным наших исследований, сегодня продолжается процесс трансформации детского чтения. В новом варианте информационного поведения «модель чтения подростка» во многом сходна с «моделью чтения взрослого человека». Так, чтение книг воспринимается ребенком и подростком преимущественно либо в качестве одного из инструментов получения информации (по заданию школы), либо в качестве средства отдыха и развлечения (на досуге). «Человек читающий» больше не имеет столь высокого статуса в обществе, как в предшествующий период. Подросток-книгочей чаще всего воспринимается сверстниками как «белая ворона». Отношение к художественной литературе меняется, и книга перестает быть «учебником жизни». Чтение романов все меньше привлекает подростков, особенно тех романов, которые составляют основу литературной классики.
Сегодня в российских крупных городах дети и подростки читают примерно столько же и примерно так же, как в Дании в середине 1990-х гг. На первом месте в структуре досуга подростков - компьютерные игры и телепросмотры, видеопросмотры, слушается радио, используется Интернет, а также читаются журналы и книги. Детьми и подростками используются все виды средств массовой коммуникации. В крупных городах именно медиасреда (наличие или отсутствие разнообразного широкого спектра электронных каналов массовой коммуникации, телевизионных, радио, Интернета, а также наличие дома видео- и компьютерной техники) во многом определяет развитие новых привычек в использовании СМИ детьми и подростками. Интерес детей и подростков сегодня также лежит в области компьютерных игр. От Москвы в провинцию идет распространение этого вида досуга, компьютеры из экзотики становятся повседневностью, и подросток получает возможность поиграть и поработать на них повсюду (в школе, дома, у друзей, в компьютерных клубах). Процесс изменения медиасреды в целом, изменения досуговых предпочтений школьников быстро распространяется от столичных городов к крупным - затем малым городам, и скорость этих изменений нарастает. Интернет приходит не только в офисы, школы, но и в дома. Происходит освоение новых средств коммуникации и новых возможностей, пик интереса к ним, а затем, после их освоения, они будут включены в структуру жизнедеятельности, в образ жизни. Однако совершенно очевидно, что чтение сдает свои позиции и становится качественно иным.
Мы стоим перед рядом острых проблем: утраты традиции передачи литературной культуры от поколения к поколению, снижения уровня культуры чтения детей в стране, а также перед проблемой утраты развитого читателя - лидера чтения.
Особенности наивно-реалистического восприятия литературных произведений, учет их в развитии способностей творческого чтения. Критерии оценки прочитанного:
Наивно-реалистическое восприятие, свойственное дошкольникам, динамично, способно совершенствоваться в процессе обучения. Было выделено 4 основных уровня восприятия и понимания литературы младшими школьниками:
1. репродуктивный, имеющий два подуровня: фрагментарный и сюжетно-логический;
2. эмоционально-сюжетный;
3. интуитивно-художественный;
4. элементарный осознанно-художественный.
Данные уровни отличаются качественными изменениями в понимании художественных произведений, показывают динамику восприятия, не зависящую от возраста школьников. Характеризуя каждый уровень, З.И.Романовская отмечает, что репродуктивный уровень “отражает усвоение содержания сюжетно-событийной стороны произведения без творческой переработки воспринятого и без проникновения”. Дети усваивают фабулу произведения, запоминая последовательность событий в нем.
Помимо восприятия на этом уровне явилась критерием выделения в нем двух подуровней. Первый - фрагментарный - присущ слабо читающим детям, особенно первоклассникам. Плохо владея техникой чтения, ребенок с трудом усваивает содержание произведений, обращает внимание лишь на отдельных героев, запоминающиеся эпизоды, не связывая их в единое целое.
Второй подуровень - сюжетно-логический - характеризуется более полным восприятием произведения, результатом которого является попытка детей детально запомнить и подробно пересказать содержание прочитанного.
Эмоционально-сюжетный уровень восприятия характеризуется личностным отношением к героям, сопереживанием и особой эмоциональностью, позволяющей всей личности школьника активно включаться в восприятие.
Интуитивно-художественный уровень проявляется в полносте и самостоятельности восприятия произведения, в интуитивном выборе в произведении понравившихся фрагментов, стремлении осмыслить их художественное содержание и высказать свое отношение к произведению в целом.
Элементарный осознанно-художественный уровень был назван целостно-аналитическим. На этом этапе детям приходит понимание качества художественного изображения, его образной стороны, стремление оценить достоинства и недостатки произведения. “На этой основе у школьников происходит перестановка акцентов в структуре художественного восприятия - на первый план выдвигается наряду с познавательным аспектом, наблюдением за развертывающимися действиями, как в ответах 1 и 2 уровней, движение к пониманию сущности художественного произведения, формированию художественного образа, в восприятии и понимании которого проявляются элементы анализа и синтеза”.
Восхождение учащихся к полноценному восприятию художественных произведений является глубоко индивидуальным для каждого ребенка и обусловлено особенностями развития волевой, интеллектуальной и эмоциональной сферы личности в процессе ее восприятия.
Особенности чтения детьми научно-познавательной литературы:
Критериев качества детской книги два: доступность и мастерство изложения. В детской книге вопрос о том, что написано, чрезвычайно тесно связан с вопросом о том, как написано.
Художественность детской научно-познавательной книги -- это организация в ней следующих компонентов: понятность прочитанного, интерес к такого рода произведениям, запоминаемость основного познавательного материала и влияние на умственную активность своего читателя.
В научно-познавательной детской книге часто используется и синтез. В процессе синтеза связи между предметами и явлениями, изображенными в научно-познавательной детской книге для младшего школьника, носят преимущественно причинно-следственный характер.
В ходе чтения научно-познавательного произведения читатель многое запоминает непроизвольно. Чаще всего младший школьник запоминает тот материал, который кажется ему удивительным. Но к приему удивления научно-познавательной книге приходится обращаться осторожно: человеческие эмоции при однообразии раздражителя притупляются, постоянно удивляться невозможно. Поэтому автору научно-познавательной детской книги приходится иметь в виду специальную задачу -- обеспечить запоминание читателем наиболее существенного познавательного материала.
Запоминание научного материала, прочитанного в книге, во многом зависит от отношения к этому материалу самого читателя. Для запоминания чрезвычайно существенно, чтобы уже при начальном чтении произведения у школьников существовала четкая установка на запоминание. В этом случае запоминание становится сознательным, преднамеренным актом.
Школьникам начальных классов не только трудно без помощи автора отличить в научно-познавательной книге главное от второстепенного, но им еще сложнее выделить существенные связи между различными сторонами действительности. У младшего школьника еще слаб анализ и синтез восприятия: в читаемой книге он может не суметь самостоятельно выделить существенные связи и явления. Для того чтобы облегчить ребятам запоминание главных взаимосвязей в читаемом познавательном материале, авторы используют самые разные приемы.
Приобщение ребенка к чтению детских журналов и газет:
- читать ребенку вслух;
- покупать и дарить в качестве подарка детские журналы и газеты;
- разрешать ребенку самому выбирать газеты и журналы в библиотеке, в книжном магазине, в киоске.
Подростки как пользователи библиотек:
Думаем, многие библиотекари, среди читателей которых есть подростки, решают в наши дни сложную задачу: как завлечь выросших детей в библиотеку. Дело даже не в том, что подростки стали мало читать. Много или мало – это спорный вопрос.
Многие родители ничего не жалеют для своих чад: покупают им современные гаджеты, в которых среди множества функций есть такие полезные как чтение текстовых документов или дарят им электронные книги. Они читают программные произведения в своих телефонах на переменах в школе; на улице, во время прогулок, читают то, что им интересно. Такое вот современное чтение и никуда уже от этого не деться.
Но библиотека ведь никогда не была местом только для чтения. И нам, библиотекарям, важно привлечь подростков в библиотеку, где бы им хотелось остаться не на один час, а потом придти еще и еще раз. Для этого мы выписываем в большом количестве подростковые журналы, проводим досуговые мероприятия, на которых школьники могут пообщаться, выразить себя любым способом, узнать много нового. Библиотека-клуб привлекает ребят в помощь при проведении мероприятий для малышей и взрослых в качестве артистов и ведущих. Необходимо сказать, что младшие дети всегда воспринимают с восторгом библиотечные занятия, если их ведут подростки. Многие являются участниками клуба «Ева», где их учат основам сценического движения, проводятся занятия по культуре речи и учат находить оптимальные решения в сложных жизненных ситуациях. Все это происходит в увлекательной игровой форме и доверительной манере.
И, наверное, в этом и состоит главный ответ на вопрос, как привлечь подростков в библиотеку. Надо делать библиотеку интересной и дружественной для подростков, быть в курсе их интересов и проблем и хотя бы немного понимать, что их тревожит и чего они хотят в этом современном и очень непростом мире.
Процесс формирования познавательного интереса, как и всякой стороны личности, происходит в деятельности, структура которой (ее задачи, содержание, способы и мотивы) составляют объективную основу развития познавательного интереса.
Главный вид этой деятельности - учение, в процессе которого происходит систематическое овладение знаниями в предметных различных областях, приобретение и совершенствование способов (умений и навыков) познавательной деятельности, трансформирование целей, выдвигаемых обществом, школой, в мотивы деятельности самого учения.
Учение закладывает основы познавательного интереса, но не исчерпывает собой всех возможностей их формирования. В любом виде деятельности, поскольку познавательная и практическая стороны для личности не обособлены, есть необходимая почва для формирования познавательного интереса. Особенно благоприятна деятельность, связанная с предметом интереса ученика.
В связи с этим широкая внеучебная деятельность представляет значительный простор для формирования познавательного интереса.
Эффект деятельности для формирования познавательного интереса подростков зависит от педагогически правильной ее организации, использование ее объективных условий и внутренних возможностей личности ученика. К последним относятся потребности, система целей и задач личности, ее позиции, на основе которой возникают сложные отношения к предметному миру и к людям, уровень общего умственного развития и обнаруживающий себя зачатки новообразований.
Формирование познавательных интересов и активности личности- процессы взаимообусловленные. Познавательный интерес порождает активность, но, в свою очередь, повышение активности укрепляет и углубляет познавательный интерес.
Познавательный интерес сможет приобрести характер склонности, если человек усиленно и постоянно занимается определенным видом деятельности, предпочитает этот вид деятельности другим, если, наконец, он связывает с ней жизненные планы.
Познавательный интерес не всегда и не обязательно развивается в склонности. Ценность его для развития личности состоит в том, что познавательная деятельность в данной предметной области под влиянием интереса к ней активизирует психические процессы личности, приносит ей глубокое интеллектуальное удовлетворение, содействующее эмоциональному подъёму, что познавательный интерес выступает как важный мотив активности личности, ее познавательной деятельности.
Элементы познавательной направленности имеют место в любом интересе, потому, что, интересуясь предметом или явлением, человек, естественно, хочет ближе его узнать, ознакомиться с ним.
Познавательный интерес представляет собой сплав, важнейший для развития личности, психических процессов. В интеллектуальной деятельности, протекающей под влиянием познавательных интересов, проявляется:
активный поиск;
догадка;
исследовательский поиск;
готовность к решению задачи.
Эмоциональные проявления, вложенные в познавательный интерес:
эмоции и удивления;
чувство ожидания нового;
чувство интеллектуальной радости;
чувство успеха.
Интеллектуальное, волевая и эмоциональная стороны, познавательного интереса составляют не его части, а единое, взаимосвязанное целое.
Сначала о жанрово-тематических предпочтениях. Ответ на вопрос, какие жанры больше всего любят современные дети, мы найдём в материалах Всероссийского исследования 2001–2002 годов — самая свежая на сегодняшний день статистика9.
Методика анкетирования проста, и её с успехом может повторить любой учитель. Детям (в возрасте от 6 до 15 лет, выборка — 1509 респондентов из 21 города и 38 посёлков, сёл, деревень) было предложено выбрать любое количество из “готовых” вариантов ответа на вопрос: “Какие книги ты любишь читать?” Например: сказки, стихи, фантастика, о путешествиях, комиксы и тому подобное (всего было предложено 23 варианта выбора).
Цифры дают возможность увидеть не только жанрово-тематические предпочтения, но и изменения, произошедшие в детском чтении в самые последние годы. В анкетах 2001–2002 годов значительно реже по сравнению с 1998 годом упоминаются такие темы и жанры, как “о природе и животных”, “фантастика” (более чем вдвое!), “детективы” (втрое!), “о сверстниках”, “весёлые книги”. Классика, как водится, заняла одну из последних строк таблицы, за ней идут только “книги о войне”.
Теперь о собственно круге чтения. В ответах на вопрос “Какую книгу ты поставил бы на «Золотую полку»?” было названо около тысячи имён авторов либо названий книг (автора помним не всегда). Казалось бы, можно только радоваться такому широкому выбору. Однако подавляющее большинство (69% позиций) упомянуто лишь один-два раза, а более 10 раз — всего 7,7% упоминаний. То есть читательские предпочтения пересекаются лишь в восьми случаях из ста. Не трудно догадаться, что в эти восемь процентов входят в основном книги из раздела “школьная программа”, которые читают (обязаны читать) все дети определённого возраста.
Что же представляет собой сам “заветный” список? Какие авторы ходят в фаворитах у детей?
На первом месте, конечно же, раздел «Русская классика» — Пушкин (409), Лермонтов (89), Гоголь (62), Лев Толстой (54), Есенин (53) — имена идут в порядке убывания, в скобках приводится количество упоминаний. На втором месте — «Классика советской литературы»: Носов (92), Гайдар (49), Паустовский (29), Каверин (25), Булгаков (25), Полевой (19), Катаев (18), Драгунский (17), Астафьев (14), Фраерман (12), Алексин (11). Затем — «Зарубежная литература»: Марк Твен (31), Линдгрен (19), Шекспир (18), Жюль Верн (17), Дефо (12). Завершает список раздел «Книги современных авторов» с несравненным Э.Успенским (78 упоминаний) и К.Булычёвым (38 упоминаний) во главе. Правда, есть здесь и Железников (15), и Алексин (11), и детские детективы (14), но в гораздо меньшей степени.
Судя по опросу, Пушкин по-прежнему “наше всё”. Свидетельствует ли это о том, что Пушкин — действительно любимый поэт и прозаик у наших детей, или просто ничего другого им в голову не приходило, сказать трудно. Настораживает, правда, тот факт, что все перечисленные произведения («Сказки», «Евгений Онегин», «Повести Белкина», «Капитанская дочка», некоторые стихи) строго соответствуют школьной программе. Почему бы не прочитать что-то другое у того же Пушкина?
Но вернёмся к кругу чтения. В целом можно констатировать, что он достаточно традиционен. Дети читают то, что мы им рекомендуем. Так что и этот опрос, несмотря на всю его масштабность, ещё не говорит о том, что названные авторы входят в круг реального чтения детей. Скорее, как считают эксперты, список свидетельствует о широкой литературной осведомлённости современных школьников. А сам выбор — это сочетание целого ряда факторов: книга недавно прочитана, учительница о ней говорила, на день рождения подарили, на красивой выставке в библиотеке стояла и др. В общем, выбирают по принципу “что вижу и слышу, то и читаю”.
И тогда был введён дополнительный вопрос: “Какую книгу ты читаешь сейчас?” — именно он даёт нам картину реального чтения детей и подростков. Оказалось, что упомянутые авторы и произведения почти не повторяются. Только «Русские народные сказки» (не забудем, что нижний возраст опрашиваемых — 6 лет) названы были более десяти раз. Такая вот статистика.
Вообще же, считают некоторые исследователи, определить круг детского чтения представляется невозможным. С одной стороны, ребёнок не имеет экономической возможности выбора и чаще всего читает книжки, которые ему кто-то дал. С другой стороны, дети всегда читают не то, что хотели бы видеть в их руках родители. Эта ситуация несовпадения какому-либо подсчёту практически не поддаётся.