Сове́тская пропага́нда -пропаганда коммунистических идей и советского образа жизни. Проводиласьцеленаправленно и централизованно под руководством КПСС и официально называлась идеологическойработой, просвещением масс и т. п.
В основе советской пропаганды лежала идеология марксизма-ленинизма. Характер пропаганды менялся помере исторического развития СССР. Она сочетала общечеловеческие ценности (свобода, социальнаясправедливость) и патриотизм.
Пропаганда велась через СМИ, книги, кинофильмы, театральные постановки, произведения изобразительногоискусства. Она оставила после себя советское культурное наследие.
Пропаганда в СССР осуществлялась на всех уровнях: от высших государственных до партийных ячеек отдельных подразделений на предприятиях и в учреждениях. Издавались специальные «Справочники пропагандиста», которые позволяли практически любому человеку «вести разъяснительную работу». Таким образом, в распоряжении советского руководства имелись миллионы постоянно действовавших распространителей информации, на содержание которых не требовалось никаких дополнительных средств.
Вместе с тем советское руководство демонстрировало и собственному народу, и всему миру свои передовые взгляды, заботу об обществе. Одним из наиболее ярких примеров является политика по раскрепощению женщин. Традиционное для России отношение к женщине как существу «второго порядка» было жестко сломано политикой большевиков, поощрявших учебу женщин, занятие ими партийных и иных руководящих постов, активное участие в политической жизни общества. Другим примером является восстановленная в 1920е гг. практика непосредственных контактов населения с органами власти: любой рабочий, крестьянин, солдат мог обратиться с предложением, пожеланием, жалобой в органы власти посредством письма.
Важнейшим средством укрепления взаимодействия правящей партии и народа в целом являлся институт народного представительства. Так, на смену разогнанному в 1918 г. (самым антиконституционным образом) Учредительному собранию был создан легитимный Всероссийский центральный исполнительный комитет (ВЦИК), на смену которому впоследствии пришел постоянно действующий Президиум Верховного Совета. Советы народных депутатов всех уровней официально считались главными законодательными органами власти, и их деятельность подчеркивала конструктивность взаимодействия партии и народа. Тем не менее Конституция СССР 1977 г. уже в официальном порядке закрепила руководящую роль КПСС.
Как можно видеть, идеологическая работа в Советском Союзе стояла на очень высоком, профессиональном уровне, и до сих пор распространявшиеся в советское время идеи находят сторонников. Крах советской пропагандистской деятельности был связан с попыткой СССР вновь взять на вооружение элементы западной системы ценностей в период перестройки: свободу слова и печати, многопартийность, плюрализм мнений и пр. Население получило возможность ознакомиться с новыми взглядами, идеями, ценностями и в большинстве своем просто-напросто предпочло новое старому, принимавшемуся в течение 70 лет, — даже не по идеологическим соображениям, а просто из-за потребности в более свежей информации, не придя к мысли, что прежняя идеология устарела или была лживой. Доказательство тому — тот факт, что Коммунистическая партия сегодня остается одной из самых влиятельных в стране.
Вместе с тем социальная коммуникация «по-советски» имела ряд особенностей.
К таковым прежде всего следует отнести, достаточно вольное обращение с фактами и их подгонку под свои интересы [3]. Представители советской власти были достаточно разумными людьми и прекрасно осознавали справедливость поговорки: «Запретный плод сладок». Поэтому, всячески стараясь изолировать население от «вражеской пропаганды», советские идеологи сами не абстрагировались от нее, а нередко использовали негативную информацию в своихцелях.
Распространенным инструментом формирования имиджа было «навешивание ярлыков». На раннем этапе советского периода было достаточно объявить человека буржуем, эксплуататором, заподозрить в аристократическом происхождении, чтобы уволить его с работы, выдворить из страны и даже приговорить к расстрелу. Наиболее характерным примером из истории этого периода стала эволюция слов «белый», «белогвардеец»: в начале XX в. этими понятиями обозначались боевые дружины Союза русского народа и студентов- монархистов, а большевистская печать применила их к противникам советской власти. Причем эти новые значения продвигались так массированно и настойчиво, что уже с 1921 г. даже эмигрантские газеты приняли их. В дальнейшем подобными ярлыками становились понятия «троцкист», «зиновьевец», «оппортунист», «диссидент»... Для расправы с неугодными деятелями (включая высший командный состав армии или партийное руководство) проводились кампании с целью представить их шпионами и вредителями. В последние годы существования СССР наиболее распространенным обвинением стало хищение социалистической собственности: «особо крупный размер» хищения давал основания для применения даже высшей меры наказания. Довольно частыми были также обвинения в тунеядстве.
Наконец, весьма характерным признаком пропаганды советского периода стала вычурность речи, обилие лозунгов, экзальтированность, употребление «красивых слов», образных сравнений и пр. Активно продвигалась советская символика: серп и молот, красное знамя (цвет которого символизировал кровь борцов за светлое будущее), в дальнейшем — герб СССР. Подобный стиль был весьма характерен для властей, опиравшихся на поддержку «толпы»: он использовался деятелями французской революции, руководством фашистской Италии или нацистской Германии. Причина выбора такой стилистики объяснялась стремлением руководства Советского государства воздействовать в первую очередь не на разум, а на чувства населения, на его коллективное сознание, а не на отдельных мыслящих представителей общества.
В советский период расцвел как агитационное средство жанр плаката. До сих пор хрестоматийными примерами пропаганды того времени являются плакаты «Наш ответ Чемберлену!», «Родина-мать зовет!», «Ты записался добровольцем?» и ряд др., надписи с которых стали крылатыми выражениями.
Весьма эффективными каналами пропаганды являлись средства массовой информации, которые даже западные специалисты признавали высокопрофессиональными, хотя и нередко обвиняли в излишней идеологизации.