Сорокин Питирим Александрович (1889-1968) – выдающийся русско-американский социолог XX столетия, создатель интегральной парадигмы, на основе которой им были созданы теории социальной стратификации, социальной мобильности; социокультурной динамики и др. Основные работы: «Преступление и кара, подвиг и награда», «Система социологии», «Социальная и культурная динамика» и др.
Интегральный подход Сорокина к изучению общества. Общество создается людьми. Человеческая личность, по Сорокину, формируется под воздействием космических, биологических, социально-психологических и социокультурных факторов. (Т.е. человек – животное, наделённое инстинктами, сознанием и духовным началом.) Используя все свои способности, человек творит окружающий мир. Следовательно, полное представление о социальном мире можно получить только на основе комплекса данных чувств (плюс приборы их усиливающие), разума, интуиции (озарения).
Социальная мобильность – изменение индивидом, социальной группой или социальным объектом (ценностью) своей социальной позиции; переход их одной страты (слоя) в другую. Сорокин выделяет два типа социальной мобильности - горизонтальную (перемещение в одном социальном слое, например, повторный брак, перемена места работы на равноценное), и вертикальную (перемещение из одного слоя (страты) в другой с изменением социального статуса), при этом может быть как восходящая мобильность, так и нисходящая. Вертикальная мобильность может соответствовать трем формам социальной стратификации (политическая, экономическая профессиональная). Вертикальная мобильность может быть индивидуальная и групповая. Количественные характеристики мобильности: интенсивность и всеобщность. Под интенсивностью понимается вертикальная социальная дистанция или количество слоёв (экономических, политических, профессиональных), проходимых индивидом в его восходящем или нисходящем движении за определённый период времени.
Общие принципы вертикальной мобильности (по П.А.Сорокину):
- Вряд ли когда-либо существовали общества, в которых отсутствовала бы вертикальная мобильность
- Никогда не существовало обществ, в которых вертикальная мобильность была бы абсолютно свободна
- Интенсивность и всеобщность вертикальной мобильность изменяется от общества к обществу
- Интенсивность и всеобщность вертикальной мобильности колеблется в рамках одного и того же общества в разные периоды его истории
- В вертикальной мобильности в трех её основных формах нет постоянной тенденции ни в сторону усиления, ни в сторону ослабления её интенсивности и всеобщности
По степени перемещения индивидов различаются открытые и закрытые типы обществ. (Например, древнеиндийское кастовое общество и современное демократическое государство.)
Так как вертикальная мобильность присутствует в той или иной степени в любом обществе, Сорокин выделяет «лестницы» или «каналы, лифты» социальной циркуляции, по которым люди могут перемещаться из одного слоя в другой. Наиболее важные каналы по Сорокину: институты армии, образования, политических партий, бизнеса, семьи. Также в любом обществе существуют механизмы («мембраны»), затрудняющие свободный подъем индивида по социальной лестнице. (например, наличие диплома, способностей)