Этико-субъективная школа в русской социологии
(Петр Лаврович Лавров, Николай Константинович Михайловский)
Лавров – основатель оригинальной идеалистической концепции субъективной социологии.
Солидарность – 1) поддержка членов социальной группы, к которой человек принадлежит; 2) единство общества, совокупность людей в общественном взаимодействии.
Предмет социологии по Лаврову – солидарность сознательных особей в их взаимодействии. Солидарность для него – совокупность критически (в смысле оценочно, а не негативно) мыслящих личностей. Социология должна изучать время, место, условия зарождения человеческой солидарности, механизмы её формирования, изменения и предел, к которому стремится человечество. Практическая часть социологии – выработка идеальных форм совместного существования людей и реализация этих форм. (Идеал для Лаврова – социализм на основе крестьянской общины!)
Т.е. для Лаврова Правда-Истина и Правда-Справедливость неразрывны, для нахождения истины нужен и даже неизбежен объективный метод познания, но также неизбежен и субъективный метод познания социальных явлений. Ведь ОБЩЕСТВО – результат духовно-нравственной человеческой деятельности. Поэтому эволюцию в природе можно изучать объективными методами, а прогресс в обществе только субъективными методами, так как прогрессивные изменения зависят от действующих личностей, руководствующихся в своей общественной деятельности нравственными идеалами.
В основе общественного прогресса по Лаврову – человеческие потребности. Он основывается на том, что есть три группы человеческих потребностей: основные – биологические (потребность питания, безопасности, нервного возбуждения); временные – (государство, собственность, религия) и потребность в РАЗВИТИИ.
Лавров делит человеческую историю на два периода:
неисторический – в нем живут общества, состоящие из людей, движимых основными и временными потребностями;
исторический – в нем появляются общества, имеющие среди своих членов достаточное количество людей, движимых потребностью в развитии.
Лавров выделяет три формы солидарности:
- солидарность бессознательная, основанная на привычке быть и жить рядом;
- солидарность аффективная, основанная на сходстве настроения, интересов;
- солидарность историческая, основанная на единстве сознательных убеждений.
Если личность усваивает потребность в развитии, то она вступает в историческую жизнь; если значительное число личностей в обществе испытывают потребность в развитии и развиваются, то общество вступает в историческую жизнь.
Есть (по Лаврову) «пасынки истории» - социальные группы, живущие даже в исторических обществах только основными потребностями (низшие слои), и есть «культурные дикари» - лица и группы, пользующиеся всеми выгодами цивилизации, но не наделённые потребностью в развитии.
Теория интеллигенции и её долга перед своим народом.
Для Лаврова интеллигенция - это люди, озабоченные судьбой своего отечества (патриотизм, гражданская ответственность); способн
ые к социальной критике, к борьбе с тем, что мешает национальному развитию (являются носителем общественной совести); способные нравственно сопереживать «униженным и оскорбленным» (чувство моральной сопричастности).
«Если каждый человек, критически мыслящий, будет постоянно стремится к лучшему, то, как бы ни был ничтожен круг его деятельности, как бы ни была мелка сфера его жизни, он будет влиятельным двигателем прогресса, и оплатит свою долю той страшной цены, которой стоило его развитие».
Михайловский Н.К.
Для Михайловского общественный прогресс – гармоничное развитие, он не прямо зависит от развития индивида.
Современные «прогрессивные» общества за счет системы разделения труда и узкой профессиональной специализации тормозят гармоничное развитие личности. Общество должно обогащать себя не однобокими талантами, а просто состоять из максимально гармонично развитых людей. Для Михайловского крестьянская жизнедеятельность гораздо гармоничнее жизни рабочего как придатка машины. Он считал, что русская крестьянская община представляет собой высокий тип развития, но находится на низкой ступени, а европейское капиталистическое общество представляет собой низкий тип развития, но находится на его высокой ступени.
Концепция «Героя и толпы».
Михайловский разрабатывал проблему роли личности в истории и общественном прогрессе. Согласно этой концепции, главным творцом и двигателем общественного прогресса является выдающаяся личность. Её антиподом выступают инертные народные массы, не способные на самостоятельны действия. Чтобы повести их за собой, нужен «герой». Михайловский выдвигает теорию подражания: «герой», обладающий определенными нравственными качествами (не обязательно положительными), подает пример, а «толпа», увлеченная личностью «героя», действует под его влиянием.