Огюст Конт (1798-1857) – один из создателей классической социологии. Основной труд Конта: «Курс позитивной философии».
Этапы жизни и творчества.
Выделяют три этапа в жизни и творчестве Конта. Первый – время сотрудничества в качестве секретаря с французским философом, основателем школы утопического социализма Анри Сен-Симоном. Этот период характеризуется знакомством с социальными воззрениями Сен-Симона и становлением представлений об обществе у самого Конта. Второй период – самостоятельная работа в качестве ученого, разрабатывающего основы новой науки, которую он назвал «социология» и предметом изучения которой он обозначил ОБЩЕСТВО. Третий период можно охарактеризовать, как попытки реализовать свои проекты идеального общества.
идейные истоки социологии Конта. Идея социальной реальности, ключевая для становления социологии как науки, была в значительной мере воспринята Контом у Сен-Симона. классификация наук по Конту.
Для обоснования необходимости новой истинной науки об обществе Конт предлагает следующую классификацию наук. Основание классификации – степень усложнения предмета изучения. Классификации начинается с астрономии, затем идет физика, химия, биология, а самые сложные – социальные явления – изучает социология. Она находится «на вершине» классификации.
социология как наука по Конту, её объект, методы.
По Конту объект изучения социологии – общество, как объективная, первичная по отношению к индивиду реальность, целостная, внутренне взаимосвязанная.
Так как социология для Конта такая же наука, как и любая другая естественная наука, то она должна открывать законы (постоянные, повторяющиеся связи между явлениями), на основе которых можно предсказывать будущие состояния общества или управлять ими, моделируя общественную жизнь «по желанию». Методы, предложенные Контом, для изучения общества: наблюдение, эксперимент, сравнительный (сравнение двух современных обществ, сравнение человеческих и животных общностей), сравнительно-исторический (сравнение современного состояния общественных явлений с их состоянием в другие исторические эпохи).
понятия позитивизма и позитивного.
Конт предложил принципиально новый подход к изучению социальной реальности – ПОЗИТИВНЫЙ, который требовал опираться строго на научные факты. Важнейшие постулаты позитивизма, как подхода к изучению социальной реальности:
- социальные и природные явления имеют одинаковую основу, поэтому для объяснения общественных процессов следует исходить из знаний о природных явлениях;
- социология должна использовать методы физических наук: наблюдение и эксперимент;
- социологическое знание должно базироваться на данных, полученных опытным путём;
- социолог должен избегать ценностных суждений по поводу изучаемого объекта;
- социологические знания позволят решать социальные проблемы и конфликты
соц. статика и динамика («порядок и прогресс»). Конт делит социологию на два больших раздела: социальную статику и социальную динамику.
Социальная статика – это теория общественного порядка, устройства общества, его гармонии.
Социальная динамика – это законы развития и изменения социальных систем, причем прогрессивного. Понимание общества основывается на единстве социальной статики и социальной динамики. Конт предложил девиз: «Порядок и прогресс». В разделе социальной статики Конт уделяет большое внимание изучению социальной структуры общества. Он выделяет 4 класса: «спекулятивный класс» - это ученые, философы, деятель культуры; «практический класс» - промышленники, торговцы, предприниматели, банкиры; 3 класс – представители сельского хозяйства; 4 класс – рабочие. Основные социальные институты в обществе (по Конту): семья, государство, религия. Изучая динамику коллективной жизни человека,
Конт разрабатывает теорию социального прогресса. Материалом для него служит история наиболее цивилизованных стан Европы. Прогресс – это развитие по восходящей линии, в котором можно выделить первичные и вторичные факторы. Первичный фактор – это духовное интеллектуальное развитие. Вторичные – климат, раса, средняя продолжительность жизни, прирост населения.
закон трех стадий Конта.Конт придавал большое значение обоснованному им ЗАКОНУ ТРЕХ СТАДИЙ развития общества и человека. Первая стадия – теологическая, вторая метафизическая, третья – позитивная. Стадиям соответствуют формы искусства, хозяйства, политики, общественного устройства. Теологическая стадия (до 1 300 г.) делится на три периода: фетишизм (люди склонны объяснять общественные явления влиянием священных объектов(фетишей); политеизм (влиянием антропоморфных божеств); монотеизм (все происходящее – божий промысел). Метафизическая стадия (1300 1800 гг.) характеризуется разрушением старых верований, реформацией, просвещением, Великой французской революцией, сомнением в авторитете власти, религии, морали. Общество метафизической стадии, погруженное в анархию, испытывает потребность в новой идеологии, которая исполнит интегрирующую общественную роль. Позитивная стадия имеет следующие признаки: распространение науки, создание ПОЗИТИВНОЙ теории, промышленного строя. Достижения науки гарантируют гармоничное и равномерное развитие всех сторон общественной жизни.
социология как мировая религия. Исследование законов, определяющих структуру общества, логично приводила Конта к мысли о создании учения об идеальном устройстве общества. Программа действий по реализации учения, СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА Конта была похожа на новую религию, в центре которой вместо бога поставлено общество как высшее существо для индивида. Культ человечества учёный называет социолатрией. Большую роль в этой религии играет единство разума и чувств, эмпатия, альтруизм. Жизнь для других: «семьи, отечества, человечества».