Риторические школы впервые появились в Риме во II в. до н. э., будучи устроены греческими риторами, с греческим я зыком обучения и обычною программой греческих риторических школ.
Несколько позже возникли подобные риторические школы, но уже содержимые римскими риторами, и, наконец, риторические школы с латинским языком обучения, строящие это обучение на материалах латинских авторов, но иногда с одновременным широким привлечением и греческой литературы.
Насколько известно, первою школой последнего типа была риторическая школа Люция Плотия Галла, открытая в Риме в начале I в. до н. э. (27).
Практические занятия в таких риторических школах сводились к организации ученических диспутов, причем темой таких диспутов избирались нередко двусмысленные, казуистические положения, возвращающие нас к худшим временам греческой софистики.
При всем различии, существовавшем между отдельными риторическими школами, в программах их было много общего: не говоря уже о более или менее глубоком изучении греческой и римской литературы, – в большинстве из них в той или иной мере давались некоторые сведения из математики(28), астрономии, музыки, основ права и в довольно значительном объеме по философии. То эклектическое направление, которое приняла в интересующую нас эпоху греческая философия в родной среде, проявилось в полной мере и на римской почве. Не стремясь проникнуть во вое многообразие каждой отдельной философской греческой системы, учителя риторических школ создавали из этих систем комбинации, наиболее доступные для изучения.
Марк Туллий Цицерон – выдающийся древнеримский оратор, политик, философ, писатель. Семейство его принадлежало к сословию всадников. Родился в 106 г. до н. э., 3 января, в городке Арпинум. Чтобы сыновья смогли получить достойное образование, отец перевез их в Рим, когда Цицерону было 15. Природный талант красноречия и усердные занятия не прошли даром: ораторское мастерство Цицерона не осталось незамеченным.
Его первое публичное выступление состоялось в 81 или в 80 г. до н. э. и было посвящено одному из любимцев диктатора Суллы. За этим могли последовать гонения, поэтому Цицерон перебрался в Афины, где уделял особое внимание изучению риторики и философии. Когда Сулла умер, Цицерон возвратился в Рим, стал выступать на судебных процессах защитником. В 75 г. до н. э. его избрали квестором и отправили на Сицилию. Будучи честным и справедливым чиновником, он завоевал у местного населения огромный авторитет, однако на его репутации в Риме это практически не сказалось.
Известным человеком Цицерон стал в 70 г. до н. э. после участия в громком процессе, т.н. деле Верреса. Несмотря на все ухищрения оппонентов, Цицерон блестяще справился со своей миссией, и благодаря его выступлениям обвиняемому в вымогательстве Верресу пришлось покинуть город. В 69 г. до н. э. состоялось избрание Цицерона эдилом, еще через 3 года – претором. К этому периоду относится первая речь сугубо политического содержания. В ней он выступил с поддержкой закона одного из народных трибунов, добивавшегося, чтобы Помпей в войне с Митридатом получил чрезвычайные полномочия.
Очередной вехой в политической биографии Цицерона стало избрание его в 63 г. до н. э. консулом. Его соперником на выборах был Катилина, настроенный на революционные преобразования и во многом поэтому проигравший. Находясь на этой должности, Цицерон выступал против законопроекта, в рамках которого предлагалось раздать беднейшим гражданам землю и создать для этих целей особую комиссию. Чтобы победить на выборах 62 г. до н.э,. Катилина замыслил заговор, который был успешно раскрыт Цицероном. Его четыре речи в сенате против соперника считаются образцом искусства красноречия. Катилина спасся бегством, а другие заговорщики были казнены. Влияние Цицерона, его слава в это время достигли апогея, его называли отцом отечества, но в то же время, если верить Плутарху, его склонность к самовосхвалению, постоянное припоминание заслуг в раскрытии заговора Катилины возбудили во многих гражданах неприязнь к нему и даже ненависть.
В 44 г. до н. э., после того, как Цезарь был убит, Цицерон предпринял попытку вернуться в большую политику, полагая, что у государства еще есть шанс вернуть республику. В противостоянии между Марком Антонием и наследником Цезаря Октавианом Цицерон встал на сторону второго, видя в нем более легкий объект для влияния. Произнесенные против Антония 14 речей вошли в историю как филиппики. После того как Октавиан пришел к власти, Антонию удалось включить Цицерона в списки врагов народа, и 7 декабря 43 г. до н. э. он был убит неподалеку от Кайеты.
В своих «Трех трактатах об ораторском искусстве» Цицерон выдвигает такие обязанности оратора:
1. Найти, что сказать (inventio)
2. Расположить найденное (divisio).
3. Облечь его в слова (elocutio).
4. Утвердить в памяти (memoria).
5. Произнести (actio).
Составление плана — необходимое условие для подготовки речи — считает Цицерон.
План речи включает:
1. Расположение слушателей (exordium);
2. Изложение сущности дела (narratio);
3. Установление спорного вопроса (narratio);
4. Подкрепление своего положения (confirmatio) аргументами;
5. Опровержение мнения противника (confutatio);
6. Придание блеска своим словам (peroratio).
Выдвигая учение о трех стилях, Цицерон предлагает пользоваться:
Простым (аттическим) стилем, чтобы убеждать. Простой стиль предназначен для вещей обыкновенных; этот стиль точен и скромен, без украшений. Простым стилем Цицерон, по его словам, говорил за Секста Росция.
Умеренный стиль – царство уместности, о ней должно заботиться не только в мыслях, но и в словах, им нужно владеть, чтобы услаждать слушателей, употребляя такое средство выразительности, как метафора и аллегории.
Пышным стилем пользуются, когда стремятся волновать души и внушать желаемое настроение. Это стремление оратора к пафосу, именно в нём он почувствует величие и мощь красноречия. Однако не сразу надо говорить пышно: начало речи должно быть сдержанно, но богато острыми мыслями, повествование — обыденно, когда же внимание публики завоевано, оратор прибегает к пышности, используя всю мощь красноречия, властвуя над душами людей.
«Действительно, — заключает Цицерон, — простой оратор, если он говорит опытно и тонко, будет казаться мудрым, умеренный — приятным, а этот, богатейший, если у него ничего больше нет, (т.е. глубокого содержания) вряд ли даже покажется здоровым. Кто не может говорить спокойно, мягко, раздельно, определенно, четко, остроумно, когда именно такой разработки требует речь в целом или в какой-нибудь отдельной части, — тот, обращая свое пламя к неподготовленному слуху, покажется бесноватым среди здоровых и чуть ли не вакхантом, хмельным среди трезвых».
Цицерон считает, что в речи за Цецину стиль его (цицероновой) речи был простым, за Помпея — умеренным, а за Рабирия — возвышенным. Однако оратор предлагает смешивать стили, что он и сам делал в защитительных речах.
Кроме того, особое значение для оратора имеет выбор слов. Слова должны быть благозвучными, почерпнутыми из обыденной речи, а не только изысканные, как у поэтов… Речь воспринимается на слух, поэтому смысл слов должен доходить немедленно, то есть быть понятным в самый миг произнесения. Не следует употреблять слишком старых и редких слов, избегая излишней поэтичности, как и чрезмерной повседневности.
Вот почему, рассуждает Цицерон, оратором можно назвать всякого, кто умеет обращаться с мыслями и словами, но близость его к идеалу будет зависеть от степени его таланта. Идеальным будет тот, кто на форуме и в гражданских процессах будет говорить так, чтобы убедить, доставить наслаждение, подчинить себе слушателя.
Квинтилиан Марк Фабий - древнеримский теоретик ораторского искусства. Родился около 35 г. в г. Калагуррис, современная Калаорра, Испания. Большую часть жизни провел в Риме. Слыл среди современников «вторым Цицероном».
Считается первым учителем-профессионалом, основавшим государственную школу: в 70-х годах Веспасиан назначил ему пенсию, выделив для этого средства из императорской казны.
В чем же заслуга Квинтилиана?
Во-первых, он выдвинул новое определение риторики, по сравнению с греческой – искусство хорошо говорить (retorike est ars bene dicendi). Здесь, как мы видим, теряется связь риторики с убеждением и остается только создание прекрасного выражения для своих мыслей, т.е. риторика перестает убеждать, её задача — услаждать слух изнеженных римлян. Если Цицерон полагал, что оратор формируется на форуме, то Квинтилиан считал – в школе.
Риторика сближается с художественной прозой. Для этого Квинтилиан разрабатывает целую систему изобразительных и выразительных средств речи, которые изучаются до сегодняшнего дня.
Наконец, именно в определении Квинтилиана можно видеть первое проявление длительного процесса «вырождения» риторики из эффективного средства общественной борьбы в узкую школьную дисциплину, чисто эстетического характера, что привело в дальнейшем к кризису риторики
10.