пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

I семестр:
» Философия

Рационализм Р.Декарта

Рационалистическая философия Р.Декарта.

Основоположником рационализма считается Р.Декарт(1596-1650)-франц.философ, ученый математик.Заслуги перед философией:-обосновал вед.роль разума в познании-выдвинул учение о субстанции ее атрибутах, модусах.,-стал автором теории дуализма,чем попытался примирить материалистич. и идеалистич. направления в философии,-выдвинул теорию о научном методе познания и о "врожденных идеях".

То,что в основе бытия и познания лежит разум Декарт доказал след. образом: в мире существ. множество вещей и явлений, которые не понятны человеку (есть они или нет? каковы свойства?) зато абсолютно в любом явлении можноусомнится( существует л окр.мир? бессмертна ли душа?) Следовательно сомнения реально существуют, этот факт очевиден и не нуждается в доказательствах.Мыслить может реально существующий человек.,следовательно мышление является основой как бытия так и познания, поскольку мышление это работа разума, то в основе бытия и познания может лежать только разум.

В этой связи Декарт стал автором известного афоризма в котором заключается его философское кредо." Я МЫСЛЮ, СЛЕДОВАТЕЛЬНО Я СУЩЕСТВУЮ" Изучая проблему бытия Декарт пытается вывести базовое основополагающее понятие, которое охарактеризовало сущность бытия. В качестве такового Ф.выводит понятие субстанция.Таким качеством обладает только одна субстанция и ею может быть только Бог, котоый вечен ,несотворим, неуничтожим ,всемогуч, является источником и причиной всего.Будучи творцом бог создал мир,также состоящий из субстанции.Сотворенные богом субстанции,(единичные вещи, идеи) также обладают главным качеством субстанции. Не нуждаются в своем уществовании ни в чем кроме самихсебя, причем сотворенные субстанции самодостаточны лишь по отношению друг к другу. По отношению к высшей субстанции ,Богу, они производны, вторичны и зависят от него, поскольку сотворены им.Все сотворенные субстанции Декарт деит на 2 рода: материальные(вещи) духовные (идеи) При этом выделяет коренные свойства(атрибуты)каждого рода субстанций: ппротяжение для материальных, мышление для духовных.Это значит, что все материальные субстанции обладают общим для всех признаком-протяжением:в длину,ширину,высоту, вглубь и делимый до бесконечности.Все духовные  субстанции обладают свойством мышления и наоборот неделимы.

Человек по мнению Декарта состоит из 2-х отличных друг от друга субстанций:материальная- телеснопротяженный,духовный-мыслящий Человек единственное существо в котором соединяются и существуют обе материально духовные субстанции.Это позволило ему возвысится над природой.Исходя из того, что человек совмещает 2 субстанции, следует идея дуализма-двойственности человека с т.зр.дуализма решается основной вопрос философии,спор о том, что первично, материя или сознание- "бессмысленен".Материя и сознание соединяются только в человеке,а поскольку человек дуалистичен, соединяет в себе 2 субстанции-материальную и духовную,то ни материя ни сознание не могут быть первичны.Они существуют всегда и являются 2 разл. проявлениями единого бытия.При изучении проблемы познания особый акцент Декарт делает на научном методе. Суть его идеи в том, что его научный метод, который применяется в физике, математике, практически не имеет применения в процессе познания.Следовательно активно применив научн. метод в процессе познания, можно активно продвинуть познават.процесс.В качестве данного метода предл. дедукция.Смысл философско- гносеологич. метода Декарта в том , что в процессе познания нужно опираться только на абсолютно достоверные знания.Только используя дедукцию, разум может достичь достоверного знания во всех сферах познания.

Также Декарт при использовании раионал. дедуктивного метода, предлагает применять след. приемя исследования, а именно: 1.допускать при иссдледовании в качестве исходных положений только истинное,абсолютно достоверное,доказанное логикой и разумом, не выхзывающих сомнений, знаний.2. сложную проблему расчленять на отд. более простые задачи. 3.последовательно переходить от изв. и доказ. вопросов к неизв.и недоказ.4. строго соблюдать последовательность, логич. цепь исследования, не пропускать единого звена в логич. цепочке исследования.


20.01.2014; 23:25
хиты: 462
рейтинг:0
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь