СРЕДНЕВЕКОВАЯ ФИЛОСОФИЯ.
Средневековая теологическая философия- называется ведущее философское направление распространенное в европе в 5-16 в., которая признавала бога в качестве высшего существующего начала, а весь окр.мир его творением.Теологическая философия начала зарождатся в Римской империи в 1-5в. н.э. на основе ересей и античной философии и достигло высшего рассвета в 5-13в.476г.-падение Рима между падением Римской империи и началом эпохи возрождения.
Основные черты Средневековой теологической философии:
- теоцентризм -главной причиной всего сущего, высшей реальностью основным предметом ф. исследований является Бог.
- изучение самого по себе космоса, природы, уделялось мало внимания, т.к. они считались творением бога.
- господствовали догматы, истинно не нуждаются в доказательстве( о творении всего Богом)
- сглаживались противоречия между материализмом и идеализмом.
- человек выделялся из природы и объявлялся творением бога, стоящим над природой( подчеркивалось божеств. сущность человека)
- провозглашался принцип свободы воли человека в рамках божественного предопределения
- выдвигалась идея о воскрешении человека из мертвых в будущем при богоудобном поведении.
- выдвигался догмат о спасении окр. мира и человечества путем воплощения бога в теле человека иисуса христа и принятие Иисусом Христом грехи человечества.
- мир считается познаваемым через познание бога, которая может быть осуществлено через веру в бога.
- Средневековая философия отличалась замкнутостью на самой себе, традиционностью, повернутостью в прошлое, оторванностью от реального мира, воинственностью, догматизмом, назидательностью, учительством. Основополагающими догматами средневек-ой философии являлись догматы творения и догмат откровения.
СОГЛАСНО ДОГМАТУ ТВОРЕНИЯ
- бог сотворил окр. мир из ничего
- творение мира есть результат акта божеств.воли
- мир сотворен благодаря всемогуществу бога
- природа не может творить сама себя
- единств. творч. началом вселенной яв-ся бог
- бог вечен, постоянен, всепроникающ
- подлинным бытием яв-ся только бог
- сотворенный богом мир не есть подлинное бытие, он вторичен по отношению к богу
- поскольку мир не обладает самодостаточностью и возник по воле другого(бога) он непостоянен, изменчив временем
- нет четкой границы между богом и его творением.
СОГЛАСНО ДОГМАТУ ОТКРОВЕНИЯ:
-мир можно познать только познав бога
- бог недоступен для познания
- несмотря на то, что бог непознаваем, он сам разрешил познать себя( он далинф. о себе через откровение - библию)
- единств способ познание бога и всего сущего, толкование библии
- бога можно познать лишь сверхестеств. путем, благодаря особой способности человека- вере.
ОСОБОЕ МЕСТО В СР.ТЕОЛОГ. Ф.ЗАНИМАЕТ ПРОБЛЕМА ДОБРА И ЗЛА РЕШАЕТСЯ ИСХОДЯ ИЗ ИДЕИ ТВОРЕНИЯ:
- окр. мир всецело сотворен богом
- бог является носителем и сосредоточием добра и справедливости
- следовательно окр. мир изначально наполнен добром
- зло в мир приносит падший ангел, восставший против Бога
- поскольку зла первоначально в мире не было.Оно часто маскируется под добро и добивается своих"темных"целей
- в мире идет постоянная борьба между добром и злом, но поскольку мир творения бога и бог добрый, то мир одержит победу над злом.
ХРИСТИАНСКАЯ АПОЛОГЕТИКА ( с греч. защищающий)цель- защита и оправдание вероучений с помощью доводов обращенных к разуму.В конце 2-3 в. образованные хрестьяне стали выступать за защиту христианства, используя греч философию и те приемы убеждения которые были выработаны за многие века развития античной философии,применялись аллегории, логические доказательства, чтобы показать глубину и величие христианства.Защитит. работы писались многими учеными мужами, исповедовавшими христианства.Наиболее выдающими трудами,сохранившими до наших дней были:Апология Юстина, Татиана первых философов Климента Александрийского, Тертулмана,Оригена.
Задача стоящая перед аппологетами заключалась в том чтобы, показать не христ. миру, что верования язычников нелепы, их ф-ия не имеет ед-ва и полна противоречий.Лучшие умы из философов античности: Сократ, Платон, Аристотель,предосхители идеи Христа.Христианская идеология-идея ф. несущая людям истину.Что живой опыт обращения в богу выше эллинской мудрости.
ПАТРИСТИКА(учение Августина Блаженого)
ПАтристика-с лат. отец- совокупность учений" отцов церкви" христианских мыслителей 2-8 в.,один из 2-х основных периодов средневековой христ. философии.Различают греч.(восточную) и латинскую( западную) патристику.А также раннюю, зрелую и позднюю.
В ранней патристике 2-3в. в условиях гонения на христ-во и неустоявшиеся догматики выдвигаются ф. аргументы в защиту христ-ва. Опред-ся подходы к его ф. осмыслению(Тертулян,Ориген)
Зрелая патристика(3-5в.) утверждается догматика в напр. тв. атмосфере созд. основы христ. ф. В гр. патристике выделяется Григорий Нисский(335-394) псевдо Диониссий(автор произведения "Ариопагитик") конец 5в. Латинскую(зр) патристику венчает творчество Аврелия Августина.
В поздней патристике(6-8в.) на первый план выходят размышления над наработанным в предыдущий период и воспринимаемым как фил. материалом. Выдающийся философ этого периода были " максим исповедиин и иоанн дамаский.Главным делом ф. патристики было создание и распространение христ. фил. учение, утверждение его принципов, превращение ф. в служанку священного писания и церковной ортодоксии. В крест духе перерабатывалось прежде всего платонизм.Велась идейная борьба вокруг Досматов, преодолевался античный космоцентризм, интеллектуализм. Ф.мысль патристики была сосредоточена на задаче постижения того как соед-ся божественное и человеческое.Основными были для нее проблема соотношения веры и разума, природы бога и триединства, божеств. атрибутов, чел. личности, ее свободы, путей спасения души, истор. судеб человека.