В основе периодизации древнеиндийской Ф лежат различные источники философской мысли,известные как в древности, так и в современную эпоху. В соответствии с данным источником, в Древнеиндийской Ф выделяют 3 основных этапа:
- 15-6 вв до н.э.-Ведический этап
- 6-2 вв до н.э.-Эпический этап
- 3) 2 в до н.э.-7 в.н.э.-Эпоха сутр
Индийская Ф берет свое начало в древних религиозных гимнах-Ведах (дословно "знание")-религиозно-философские трактаты, которые создавались пришедшими в Индию после 15в из средней Азии Ирана племенами арийцев. Под их воздействием возникли первые элементы философского сознания, началось оформление первых философских учений.
Веды как правило включали в себя:
- священное писание, религиозные гимны;
- описание ритуалов ("брахманы"), сочиненные брахманами (жрецы);
- книги лесных отшельников;
- философские комментарии к Ведам ("упанишады").
До наших дней дошло всего 4 Веды:
- Ригведа;
- Санаведа;
- Ятжурведа;
- Атхарваведа.
Наибольший интерес у исследователей вызывают заключительные части Вед-упанишады (дословно "сидение у ног учителя"), в котором дается философская трактовка содержания вед.
Наиболее известными источниками Ф Древней Индии второго эпического этапа (6-2 вв до н.э.) являются 2 поэмы-эпосы "Махабхарата" и "Рамаяна", в котором затрагиваются многие философские проблемы эпохи.
Завершает период древнеиндийской Ф-эра сутр(кратких философских трактатов, рассматривающих отдельные философские проблемы).
В дальнейшем в Средние века господствующее положение в индийской Ф заняло учение Гаутаны Будды-буддизм (18-20вв). Индийская Ф обогатилась достижениями европейской философской мысли. В Ф Древней Индии различаются 2 группы школ ("даршан").
В первую ортодоксальную входило 6 даршан:
- Санкхья;
- Йога;
- Ньяя;
- Вайшешика;
- Миманса;
- Веданта.
Во вторую группу (неортодоксальную) 2:
- Буддизм;
- Джайнизм.
Первую группу(ортодоксальную) объединяет то, что все эти школы (даршаны) пытались добиться "освобождения".
Неортодоксальные школы:
Буддизм-философское учение, позже мировая религия, наряду с христианством и исламом. Основано в Индии в 6 в до н.э. Сиддхартхой Гаутамой (позднее назван Буддой).
Главное произведение буддизма "Трипитака" ("3 корзины"), записанные в 80-х гг 1 в до н.э. на Цейлоне.
Главная идея буддизма-"Средний путь" между двумя крайними: путем удовольствий, развлечений, трудности, лени и путем аскетизма.
"Средний путь"-путь знания, мудрости, разумного ограничения, созерцания, просветления, самосовершенствования, конечной целью которой является нирвана-высшая благодать.
Джайнизм-философское учение и индийская религия, сходная с буддистским учением. Основатель Вардхамана (6 в до н.э.).
Особенности и отличие индийской Ф:
- автохтонность, самобытность, т.е. Ф не возникала ниоткуда не пришла;
- традиционность;
- религиозность;
- спиритуалистическая направленность;
- соединение рационализма и мистицизма;
- единство большинства школ в определении высших целей, множественность картин мира;
- отношение к Ф как к образу жизни