Массовое сознание — общест-венное сознание масс (классов, социальных групп) конкретного об-ва. отражающее условия их повседневной жизни, потребности, интересы. М. с. включает в себя распространенные в об-ве идеи, взгляды, представления, иллюзии, социальные чувства людей. В нем переплетаются обыденно-психологический и теоретико-идеологический уровни общественного сознания. хотя реальное наличие теоретико-идеологических элементов и их удельный вес в М. с. зависят от исторических обстоятельств и степени развития масс как социального субъекта. Состояние М. с. выражают общественное мнение. настроения и действия масс. М. с. складывается под воздействием мн. факторов: как результат влияния непосредственных условий жизни, происходящих в об-ве событий и процессов, господствующей идеологии, к-рая навязывается М. с. всеми средствами духовного воздействия, находящимися в руках экономически и политически господствующих классов. С этой целью широко используются средства массовой информации, применяются различные способы манипулирования М. с. Будучи духовным продуктом объективных процессов, отражением особого рода социальной практики, М. с. оказывает активное воздействие на мн. стороны жизни об-ва, выступая в качестве одного из регуляторов массовых форм поведения людей. Социальная значимость М. с. неуклонно возрастает по мере усиления роли масс в общественной жизни. В связи с демократизацией об-ва, привлечением масс к управлению, в условиях перестройки и обновления социализма важной задачей является повышение информированности и компетентности М. с.; происходящие в нем качественные сдвиги — необходимая предпосылка участия масс в сознательном историческом творчестве.
Общественное мнение — форма массового сознания, в котором проявляется отношение (скрытое или явное) различных групп людей к событиям и процессам действительной жизни, затрагивающим их интересы и потребности. Общественное мнение выражается публично и оказывает влияние на функционирование общества и его политической системы. Именно возможность гласного, публичного высказывания населения по злободневным проблемам общественной жизни и влияние этой высказанной вслух позиции на развитие общественно-политических отношений отражает суть общественного мнения как особого социального института. При этом, общественное мнение представляет собой совокупность многих индивидуальных мнений по конкретному вопросу, затрагивающему группу людей.
В настоящий момент эта точка зрения отражена в большинстве научных трудов и считается общепризнанной.
Общественное мнение формируется под влиянием всех средств массового воздействия: различных политических сил, партий, институтов, средств массовой информации. В его формировании участвует и личный опыт человека, его жизнь в социальной микроструктуре. С другой стороны, общественное мнение может возникать и стихийно, под влиянием тех или иных конкретных жизненных обстоятельств и ситуаций.
Общественное мнение, существующее на уровне населения страны, по своей структуре неоднородно. В нем можно выделить несколько его качественных уровней с точки зрения глубины самого мнения и меры его действенности, т.е. воздействия мнения на поступки его носителей. Оно включает мнение различных социальных групп и слоев. Однако ему присуще и определенное единство, объясняемое спецификой страны во всех- сферах жизни общества.
Общественное мнение выполняет несколько социальных функций, хотя делает это по-разному, в зависимости от содержания и структуры самого мнения, степени его мотивированности, а также от политического устройства конкретного общества и государства:
-является одним из источников мотивации политических действий;
-выражает отношение населения к тем или иным событиям и явлениям в жизни страны;
-выполняет консультативную функцию, т.е. может использоваться социально-политическими силами страны и их организациями для выработки программ деятельности в различных областях;
-при определенных условиях оно ставит весьма твердые и эффективные пределы деятельности классов, партий, отдельных политиков.Общественное мнение существовало во все исторические эпохи, еще в период Древности, однако, сам термин, обозначающий этот уникальный феномен общественной жизни Человечества, появился в Англии в XII в. По некоторым данным, возникновение термина «общественное мнение» связано с именем английского государственного и общественного деятеля, писателя Дж. Солсбери, который использовал его для обозначения моральной поддержки парламента со стороны населения страны. Тогда термин «общественное мнение» представлял буквальный перевод сочетания двух слов «Public Opinion». Из Англии это выражение проникло в другие страны и с конца XVIII в. стало общепринятым. Именно тогда французский аббат Алькуэн произнес фразу, вошедшую в историю: «Vox Populi - Vox Dei» - «Глас Народа - Глас Божий».
Менталитет- в традиционном значении «менталитет» синонимичен слову «ментальность» и подразумевает (как правило, в социологических контекстах) тот или иной «склад ума», то есть устойчивые интеллектуальные и эмоциональные особенности, присущие тому или иному индивиду (обычно как представителю некоторой социальной группы). Однако чаще всего слово употребляется в контексте именно социальной общности (нация, народ, этнос, и т. д.).
Менталитет (ментальность) (от позднелат. mentalis — умственный), образ мыслей, совокупность умственных навыков и духовных установок, присущих отдельному человеку или общественной группе. В последнее время стало модным многое в жизни того или иного народа объяснять его менталитетом. Русский народ имеет душевный склад характера, милосерден, патриотичен, умен и имеет свою культуру.
Отрицательные черты чувашского менталитета. Многие исследователи писали об особенностях чувашского менталитета. Отмечали и положительные черты, и отрицательные, которые стали сильно проявляться в конце XIX века. К отрицательным относили, например, чувашскую робость и стеснительность, чересчур сильные переживания.
К страшным и недопустимым чувашским традициям относили тип шар — самоубийство из-за сильной обиды. Самоубийство у многих народов считается страшным грехом. Человек не сам решает, когда ему приходить в этот мир, и он сам по своему решению не имеет права уходить из этого мира. Самоубийца — слабый и эгоистичный человек, не думающий о горе своих родных и близких людей.
К началу XX века в чувашском характере появилась очень отрицательная черта. Некоторые чуваши стали считать, что все чувашское (традиции, культура, язык) — это плохо, непрестижно, и стали стесняться своей национальности, своего языка. Они считали, что у чувашского народа и чувашской культуры нет будущего.
Положительные черты чувашского менталитета. Исследователи народной культуры Поволжья отмечали много положительных качеств чувашских крестьян.
В первую очередь — их особое трудолюбие и прилежность. Чуваши считали, что человек не может существовать не работая. Чуваши отличались своей неприхотливостью, не стремились к роскоши. Среди чувашских пословиц нет ни одной, в которой высказывалось бы пренебрежение к труду.
По настоящему толерантный человек всегда будет обходителен, вежлив, но в то же время он должен быть достаточно сдержан. Именно эти черты присущи чувашскому менталитету и чувашскому языку. Даже самые сильные чувства чуваши старались не проявлять, не беспокоить окружающих. Обычно эти чувства выражались в песнях.