Формационный и цивилизационный подход.
В своих взглядах на историю философы разделились на 2 группы:
1) рассматривают историю как хаотичный процесс, лишенный логики, закономерностей и направленности(иррационалистический)
2) те, кто видит определенную логику в истории, считал историю целенаправленным закономерным процессом.
Среди подходов к истории как к внутреннему логическому и закономерному процессу особо выделятся формационный и цивилизационный подход.
Формационный подход. Был предложен основоположниками марксизма и развит лениным. Ключевое понятие использующееся при формационном подходе -общественно-экономическая формация-представляет собой совокупность производственных отношений, уровни развития производительных сил, общественных связей, политического сторя на определенном этапе исторического развития. Вся история рассматривается как закономерный процесс смены обществено экономически формаций. Каждая новая формация вызревает в недрах предыдущей, отрицает ее, а затем сама отрицается еще более новой формацией. Каждая формация является более высоким типом организации общества.
Механизм перехода от 1 формации к другой. В общест-экон. формации есть 2 главных компонента: базис и надстройка. Базис-экономика общества, состояние которой являются производительные силы и производственные отношения.
Надстройка-государство, политические и обшественные институты. К переходу от 1 общест-экон формации к другой приводят изменения в экономическом базисе. Производитльные силы потоянно развиваются, совершенствуются, а производственные отношения остаются прежними. возникает конфликт, противоречие между новым уровнем производительных сил и устаревшими производственными отношениями. Рано или поздно насильственным либо мирным путем происходит изменение в экономическом базисе-производст.отношения либо постепенно либо путем коренной ломки и замены их новыми приходит в соответствие с новым уровнем производительных сил. Изменившийся экономический базис ведет к изменению политической надстройки(либо она приспосабливается к новому базису, либо сметается движ. силами истории) - возникает новая, находящаяся на более выском качественном уровне общественно-экономическая формация. В целом, марксистами было выделено 5 общественно экономических формаций
1 первобытно-общинная
2рабовладельческая
3феодальная
4капиталистическая
5 коммунистическая
6азиатский способ производства(Елипет, китай, др. Индия)
Формационный подход был широко распространен в мировой философии, особенно в социалистических и постсоциальных странах. Он имеет как свои достоинства так и недостатки. Достоинства:
-понимание истории как закономерного обьективного процесса;
-глубокая разработка экономических процессов развития
-реалистичность, систематизация историч. процесса.
Недостатки:
-неучет других факторов (культурных, национальных, спонтанных.)
-измененная схематичность, оторванность от специфики общества
-линейность, неполное подтверждение практикой.
Цивилизационный подход. Был предложен А. Тойнби. центральное понятие, испольующееся его сторонниками-цивилизация-устойчивая общность людей, объединенных духовными традициями, сходным образом жизни, географическими и историческими рамками. История-нелинейный процесс. Это процесс зарождения, жизни, гибели, не связаных друг с другом цивилизаций в различных уголках Земли. Согласно Тойнби цивилизации могут быть основными и локальными. Основыне цивилизации оставляют яркий след в истории человечества, косвенно влияют на другие цивилизации. Локальные цивил.-ии как правило замыкаются в национальных рамках. К основным цивилизациям относятся
-вавилонская
-греческая
-китайская
-индусская
-исламская
-христианская и др. Локальных цивилизаций, заслуживающих внимания по Тойнби насчитывается около 30. (американская, германская, русская и т.д.). Движущими силами истории согласно Тойнби являются:
1. вызов брошенный цивилизации извне(невыгодное географическое положение, отставание от других цивилизаций и др.)
2. ответ цивилизации в целом на вызов.
3. деятельность талантливых богоизбранных личностей (великих людей)
Развитие всей истории строится по схеме вызов-ответ. Цивилизации конечны в своем существовании. Подобно людям они рождаются, растут, живут и умирают. Каждая цивилизация в своей судьбе проходит 4 стадии
-зарождение,
-рост,
-надлом,
-дезинтеграция, заверш-ся смертью и полным исчезновением.
Реальный исторический процесс. Заколномерности.
Одной из таких основных закономерностей является необратимость социального прогресса в масштабе всемирной истории. Футурологи, конечно, отнюдь не разделяют высмеянной Вольтером в философской повести "Кандид" наивный оптимизм доктора Панглоса, неизменно восклицавшего вопреки обрушивавшимся на него бедствиям, что "все к лучшему в этом лучшем из миров!". На протяжении истории неоднократно имели место длительные застойные периоды и сложные зигзаги в развитии, как в локальном, так и в региональном масштабе; различные общества в результате стихийных бедствий и социальных катастроф иногда оказывались отброшенными далеко вспять в экономическом, политическом и культурном отношении. Но при всей сложности, неравномерности и противоречивости происходило неуклонное восхождение человечества от низших форм социальной организации к высшим. Хотя в каждом конкретном случае исход столкновения противостоящих друг другу сил прогресса и реакции заранее отнюдь не предрешен, тем не менее победа прогрессивных сил, как правило, оказывается более прочной, тогда как победа реакционных сил - временной и преходящей. Это обстоятельство и придает необратимость социальному прогрессу, пока существует человечество.
Ускорение ритма истории. Другая важнейшая особенность социального прогресса - возрастание его темпов, или, по образному выражению историка и социолога Б. Ф. Поршнева, "ускорение ритма истории", которое придает особую динамичность и стремительность поступательному развитию общества в современную эпоху. Скорость и радикальность социального обновления - результат прежде всего возрастания численности населения.
Пределы роста и стимулы развития. При "проекции в будущее" современных закономерностей и тенденций реального исторического процесса нередко напрашиваются вопросы: как долго может продолжаться ускорение социального прогресса? Разве не существуют абсолютные, физические пределы для роста населения и экономического развития, для промышленного производства, наконец, для интеллектуальной и психологической способности человека приспособиться к процессу стремительных изменений в окружающем его мире? Многие ученые (как естествоиспытатели, так и обществоведы), отвечая на подобные вопросы, склонны утверждать, что такие пределы существуют, причем не для столь уж отдаленного будущего. Экстраполируя в будущее статистические данные о росте потребления невозобновимых природных ресурсов и загрязнении окружающей среды, они приходят к выводу, что уже в начале этого столетия, самое позднее к его середине экономическое развитие человечества исчерпает себя: либо развитие будет сознательно ограничено, прекращено, либо завершится экологической катастрофой в глобальном масштабе.