пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

I семестр:
» Философия

Диалектическое и антидиалектическое (метафизическое) мышление, их разновидности

Диалектика (от греч. "диалектике") означает искусство вести беседу, рассуждать. В современном понимании диалектика - это ТЕОРИЯ И МЕТОД ПОЗНАНИЯ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ, УЧЕНИЕ О ЕДИНСТВЕ МИРА И ВСЕОБЩИХ ЗАКОНАХ РАЗВИТИЯ ПРИРОДЫ, ОБЩЕСТВА И МЫШЛЕНИЯ.

Можно выделить три исторические формы - стихийную диалектику древних, идеалистическую диалектику немецкой классической философии и материалистическую диалектику современности.

СУБЪЕКТИВНАЯ ДИАЛЕКТИКА, или ДИАЛЕКТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ - это движение и развитие мыслей, понятий, которые отражают в сознании объективную диалектику.

 Диалектическое мышление, составляющее главный предмет диалектической логики, существует в двух формах: стихийной и сознательной.

Стихийное диалектическое мышление — это такое мышление, которое не осознает самого себя. Оно раскрывает диалектические закономерности, не опираясь на науку диалектики, а побуждаясь к этому только силою объективной диалектики самого предмета.

Мышление сознательно-диалектическое раскрывает диалектику предмета на основе науки диалектики, оно отдает себе отчет в том, что является диалектическим. Поэтому его существование связано с существованием науки диалектики.

Сознательное диалектическое мышление, приступая к воспроизведению диалектики предмета, уже знает (поскольку оно опирается на теорию диалектики), что этому предмету свойственна диалектика.

Главная цель сознательно-диалектического мышления — воспроизвести объективную диалектику предмета.

Диалектическое мышление — не прирожденная способность. Это — достижение культуры, требующее освоения. Владение диалектикой, умение диалектически объяснять самые разные явления предполагают не только знание теоретических положений, но и навык, тренировку. Диалектика — не просто теория, но и метод творческого, конкретного осмысления все новых и новых граней бытия, конкретных ситуаций, проблем. Овладеть таким методом непросто. Диалектическому мышлению присущ постоянный поиск новых способов постижения мира.

Диалектика является не единственной теорией о развитии всего сущего. Наряду с ней существуют и другие теории со сходным предметом философского интереса (развитие), которые также являются философскими методами.

Одной из главных форм антидиалектики является метафизика, представляющая собой противоположное диалектике мировоззрение, эволюция которого обеспечивалась и поныне происходит за счет самых различных идей.

Метафизика отрывает противоположности друг от друга, не видит их связи или их противоречия. Метафизический способ мышления "за отдельными вещами не видит их взаимной связи, за их бытием - их возникновения и исчезновения, из-за их покоя забывает их движение, за деревьями не видит леса".

Метафизика противостоит диалектике, во-первых, как мировоззрение, отрицающее развитие; во-вторых, как противоположная диалектике концепция развития.

Жизненные проявления метафизики разнообразны. Она обнаруживает себя как в мышлении, так и в практическом действии. Наиболее жизнестойкими формами метафизики являются догматизм, софистика, эклектика.

Эклектика (греч. еklego - выбираю) - метод мышления, соединяющий в одном построении, одном отношении взаимоисключающие принципы. Эклектик непоследователен, его взгляды противоречивы. Эклектический способ мышления не требует четкого обоснования для соединения в представлении о предмете мысли разностороннего содержания. Метод мышления является малопродуктивным.

В софистике односторонность метафизики проявляется по-иному. Софистика односторонне тяготеет к релятивизму, абсолютизируя относительность результатов познания. Релятивизм используется в софистике в качестве исходной гносеологической позиции, позволяющей при умелом, преднамеренно неправильном построенном рассуждении, искусно выдаваемом за истинное, ввести человека в заблуждение. Примером такой хитрой уловки являются софизмы и в частности древний софизм “Рогатый”: “То, что ты не потерял, ты имеешь; ты не потерял рога; следовательно, ты их имеешь”. Здесь осуществлено неправомерное заключение от общего правила к частному случаю, который это правило по существу не предусматривает.

Софистика - это способ рассуждения, основанный на преднамеренном нарушении законов и принципов логики, на употреблении ложных доводов и аргументов, выдаваемых за правильные.

Наиболее распространенный софистический прием - подмена предмета рассуждения, основанная не на игре слов, а на временами трудноуловимой подмене рассуждений об отношениях между объектами в посылках рассуждениями о самих объектах в выводах, неправомерном переходе от одного уровня реальности к другому в контексте одного и того же рассуждения.

Догматизм — восприятие окружающего мира через призму догм — раз и навсегда принятых убеждений, недоказуемых, "данных свыше" и носящих абсолютный характер. Данный ме¬тод был присущ средневековой теологической философии.

Эклектика — метод, основанный на произвольном соедине¬нии разрозненных, не имеющих единого творческого начала фактов, понятий, концепций, в результате которого достигаются поверхностные, но внешне правдоподобные, кажущиеся досто¬верными выводы. Часто эклектика применялась для обоснова¬ния каких-либо взглядов, идей, привлекательных для массового сознания, но не имеющих реальной ни онтологической, ни гно¬сеологической ценности и достоверности (в средние века — в религии, в настоящее время — в рекламе).

Софистика — метод, основанный на выведении из ложных, но искусно и некорректно поданных как истинные посылок (сужде¬ний), новой посылки, логически истинной, но ложной по смыслу либо любой иной выгодной для принимающего данный метод. Софистика была распространена в Древней Греции, имела цель не получения истины, а победы в споре, доказательства "чего угодно кому угодно" и использовалась как прием ораторского искусства.

Герменевтика — метод правильного прочтения и истолкования смысла текстов. Широко распространен в западной философии.

 

Альтернативы диалектики

1. Диалектика является не единственной теорией о развитии всего сущего. Наряду с ней существуют и другие теории со сходным предметом философского интереса (развитие), которые также являются философскими методами. Зачастую данные тео¬рии противоположны диалектике.

К альтернативам диалектики относятся:

• метафизика;

• "негативная" диалектика;

• софистика;

• эклектика;

• догматизм;

• релятивизм.

2. Метафизика является главной альтернативой диалектики. Это объясняется тем, что:

• метафизика, как и диалектика, является развитой, всеохва¬тывающей теорией;

• на многие сходные вопросы метафизика смотрит с позиций, противоположных диалектике.

Можно выделить следующие конкретные отличия метафи¬зики от диалектики:

• по вопросу связей старого и нового — если диалектика признает наличие связей между старым и новым, то метафизика полно¬стью отвергает их, считая, что новое целиком вытесняет старое;

• по вопросу о причине движения — согласно метафизике дви¬жение не может исходить из самой материи, причиной дви¬жения является внешний первотолчок;

• по вопросу взаимосвязи количества и качества — сторонники метафизики не видят взаимосвязи между количеством и качест¬вом; по их мнению, количество изменяется благодаря количест¬ву (увеличение, уменьшение и т. д.), качество изменяется благо¬даря качеству (то есть само по себе улучшается, ухудшается);

• по вопросу направленности движения, развития - если диа¬лектика считает, что развитие происходит, главным образом, по восходящей спирали, то метафизика признает развитие либо по прямой, либо по кругу, либо вообще не признает направленности развития;

• в системе мышления — если динамический способ мышле¬ния сводится к шагам "тезис — антитезис — синтез", то ме¬тафизический опирается на формулы "или — или", "если не то, значит — это", то есть метафизическое мышление негиб¬кое и однобокое;

• в отношении к окружающей действительности — диалектика видит мир во всем его многообразии ("цветное видение мира"), а метафизика — однообразно, по принципу "черное — белое";

• в отношении к познанию — согласно диалектике познание есть постепенный и целенаправленный процесс к абсолют¬ной истине, через последовательное постижение пока позна¬ваемых (относительных) истин (то есть от простого к слож¬ному и абсолютному с учетом их единства); согласно мета¬физике абсолютную истину можно познать сразу, с помо¬щью надчувственных и сверхопытных приемов, носящих "умозрительный" характер;

• в отношении к окружающему миру - диалектика видит мир целостным и взаимосвязанным, метафизика - состоящим из отдельных вещей и явлений.

Таким образом, метафизика и диалектика есть две противо¬положные теоретические системы осмысления действительности, развития. Их основные расхождения связаны с пониманием вопросов причины движения, связей старого и нового, количества и качества, направленности развития, мышления, познания, це¬лостности окружающего мира, отношения к окружающему миру.

Однако не следует думать, что метафизика — сугубо реакци¬онная теория. В современной философии (особенно Запада) метафизика признана как равноправная теория, метод, наряду с диалектикой, а некоторые философы предпочитают метафизи¬ческий образ мышления перед диалектическим.

3. В советской постсоветской, российской философии предпочте¬ние отдается диалектике, причем так называемой общепринятой классической "консервативной" диалектике.

В то же время внутри диалектики существует направление, альтернативное общей ("консервативной") диалектике — так называемая "негативная" диалектика.

"Негативная" диалектика разрушает ряд устоявшихся посту¬латов общепринятой диалектики, отбрасывает положения, уже ставшие догмой, более критически смотрит как на саму себя, так и на окружающий мир.

Основоположниками и видными представителями "негативной" диалектики являлись Теодор Адорно (1903 - 1969), Жан-Поль Сартр (1905 - 1980).

Можно выделить главные идеи 'негативной" диалектики, от¬личающие ее от обычной "консервативной":

• диалектика может быть только "негативной" — критической, диа¬лектика не должна уделять внимание всему старому, устояв¬шемуся;

• диалектика должна постоянно, в каждом предмете, явлении искать повод для критики, все подвергать сомнению, все критиковать, все отрицать;

• новое должно полностью и безвозвратно отвергать старое и тут же подвергаться критике, поиску еще более нового (то есть диалектика должна идти вперед и вперед, не задержи¬ваться на месте, перешагивать через все преграды);

• "негативная" (критическая) диалектика не имеет объективно¬го значения, она имеет отношение только к сознанию, по¬скольку все отвергает и критикует только сознание;

• отрицание отрицания никогда не должно перейти в позитив (нахождение идеала), необходимо постоянно отрицать и подвергать критике все явления действительности.

4. Метафизика и "негативная" диалектика являются самостоятель¬ными, разработанными теориями, противоположными диалектике.

Наряду с ними существуют философские подходы (приемы, методы), альтернативные диалектике, но не являющиеся само¬стоятельными теориями:

• эклектика;

• софистика;

• догматизм;

• релятивизм.

Релятивизм — интерпретация уже готовых результатов по¬знания.

Эклектика - построение теоретических истин на основе произвольного смешивания, объединения разрозненных фактов, создание искусственных интеллектуальных конструкций.

Софистика — выведение ложного по сути, но воспринимае¬мого правильным по форме умозаключения из ложных умозак¬лючений, которые некорректно подаются как правильные.

Догматизм — восприятие каких-либо положений изначально как бездоказательной, но абсолютной истины, негибкость в мыш¬лении, рассуждениях, отношении к окружающему миру.

 

                    Природа как предмет философского анализа. Исторические формы отношения человека к природе

Природа - вся совокупность естественных условий существования человека и человечества. Человек, человеческое об-во и культура одновременно противостоят природе, и включены в нее. Природа может восприниматься как нечто уступающее культуре, нечто неоформленное, неорганизованное, неразумное и поэтому более низкое, чем культура. Другая позиция: природа понимается как образец совершенства, как нечто более высокое, превосходящее культуру и человека.

Античное мышление: природа - подвижное, изменяющееся целое, и человек не столько противопоставлен природе, сколько является одной из ее частей (см. космос у ант. ) Идеал: жизнь в согласии с природой.

Средневековье: природа - нечто сотворенное богом и более низкое, чем сам человек (со всеми вытек. последст. ).

Эпоха Возрождения: природа - убежище, противостоящее развращенной и порочной человеч. цивилизации.

Промышленый капитализм: цель науки и техники - господство над природой. Природа - объект интенсивной преобразовательской деятельности.

Естественнонаучное познание: идея испытания природы, стремление вырвать у нее тайны, свести все ее качественное многообразие к небольшому числу строгих количественных законов.

Органическая связь человека и природы заставляет в полной мере учитывать природные факторы в развитии общества. Именно поэтому природа была объектом внимания философов и философского осмысления. Вечные философские вопросы заключаются в выяснении взаимодействия человека и природной среды его обитания, отношения человека и общества к космосу. Философия ставит и по-своему решает такие вопросы, как взаимодействие природных (материальных) и духовных начал в развитии общества и человека, отношения природы и человеческой культуры. Важные философские вопросы заключаются в том, как изменяется характер взаимодействия общества и природы на разных этапах исторического развития человека и каков характер их взаимодействия в современную эпоху.

 Основной предмет философии - это система «человек-мир». В основе этой системы лежит два активных организующих начала: природный мир, в котором господствует необходимость, закон и духовный мир, мир идеального, в котором господствует логос, дух, бог.

Отношение философии к миру природы определяется двояко. Такие философы, как Гегель, Спиноза, Аристотель считали философию наукой о наиболее общих закономерностях окружающего мира, поэтому считали, что учение о природе - это необходимая часть философствования.

 Революционный переворот совершил Маркс, который отошел от тождества социального и природного мира. Он подчеркивал, что существует наличие общего. Именно это общее рассматривает философия.

• Античная философия космоцентрична, космос понимается как неразделенность природы и человека. Греческие философы не противопоставляют природу человеку. Благая жизнь мыслится не иначе, как в согласии и гармонии с природой.

• Средневековая христианская философия понимает природу как последнее звено лестницы, которая ведет вниз, от Бога к человеку и от человека к природе. Человек, развивая свои духовные силы, стремится к возвышению над природой. Иногда дело доходит до умерщвления плоти. В глобальном масштабе человек средневековья не меньше, чем человек античности, подчинен природным закономерностям и ритмам.

• В Новое время природа впервые становится объектом тщательного научного анализа и вместе с тем поприщем активной практической деятельности человека, масштабы которой в силу успехов капитализма постоянно нарастают. Природа понимается как объект приложения сил человека в соответствии с данными естественных наук, физики, химии, биологии.

• В XX веке (20-е годы) на фоне превращения деятельности человека в планетарную силу, которая не только созидает, но и разрушает, русским мыслителем ЕМ. Вернадским и французскими философами Т. де Шарденом и Е. Ле-Руавырабатывается концепция ноосферы. Ноосфера — это область господства разума. Имеется в виду, что к XX веку единство природы и человека достигло нового качественного уровня. Теперь человек должен руководить ходом природных процессов. И делать это следует на основе разума. Вера в силу разума объединяет философов ноосферы с философами Нового времени.


20.01.2014; 22:13
хиты: 3563
рейтинг:0
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь