Постклассическая гносеология сделала упор на общественном характере познания. Другой недостаток классической гносеологии в том, что познавательная деятельность рассматривалась сама по себе, изолированно от других видов деятельности. Поэтому возникала проблема и в трактовке знания и в понимании субъекта и объекта. В классической гносеологии преимущественно в субъект-объектном отношении активная роль отводилась объекту, а сам процесс познания рассматривался как пассивное отражение. Возникшая в середине 19 века деятельностная концепция познания преодолевает основные недостатки предшествующие гносеологии.
Деятельностная концепция познания:
- познавательная деятельность включена в общую систему деятельности общества
- познавательная деятельность носит по существу коллективный общественный характер
- в познавательной деятельности активная роль принадлежит субъекту. Субъект понимается как материально-предметное существо, способное активно воздействовать на окружающий мир.
Строго говоря, субъект познает не объект как таковой а внешнюю сторону взаимодействия субъекта и объекта.
Процесс получения знаний это не только количественное накопление знаний но и их качественное изменение.
Практика – целенаправленная общественная материальная деятельность людей по преобразованию действительности.
Значимость понятия практика:
- практика это основа познания, именно она дает информацию субъекту которая и обобщается им
- пр. определяет детерминирует познание, потребности пр. как раз и двигают развитие познания
- пр. это критерий истины
- пр. это цель познания и это сам характер взаимодействия субъекта и объекта
Субъект познания – категория, обозначающая человека не до и не после, а в самом процессе его активной познавательной деятельности, обеспечивающей переход от незнания к знанию, от него – к новому знанию.
Объект познания – категория для обозначения такой объективной реальности, которая дана не до и не после процесса познания, а непосредственно в нем.
С одной стороны субъект объективируется, а с другой стороны объект субъективируется.
- объект запечатлевается в сознании субъекта в качестве определенных свойств и отношений
- под влиянием объекта субъект меняется (меняется система знаний)
- под влиянием субъекта объект меняется (изменение духовного к нему отношению)
- субъект всегда изучает объект в зависимости от своих целей и интересов поэтому исследует объект с той стороны с какой ему надо. тем самым обедняя объект.
Познание – высшая форма регулятивной деятельности человека, связанная:
- с созданием им идеально-знаковых систем, регулирующих взаимодействия С и О.
- с осознанием направленности субъекта к внешнему миру ( через интересы, цели)
- с переходом к сознательному управлению конструирования субъекта и объекта познания
Прежние концепции познания рассматривали познание как изолированную деятельность. Основная
идея деятельностной концепции в том, что познание как вид духовной деятельности, хотя и имеет
относительную самостоятельность, но его структура, содержание, методы определяются всей
системой человеческой деятельности, поэтому оно носит исторический характер. Развитие познания
не проходит в одной плоскости – простого количественного накопления знания. Присутствует и
другая плоскость его развития: качественно изменяются формы материальной деятельности и
соответственно изменяются формы познания. Именно через деятельностную культуру субъект сам
активно формирует структуру своего познания и даже содержание своего знания.