Герменевтика. Герменевтика – древнее слово, обозначало умение толковать непонятное. В современном понимании она представляет собой учение о понимании и интерпретации документов, содержащих смысловые связи, и о предпосылках, средствах, целях и критериях такого понимания.
Философская герменевтика – это абсолютизация герменевтической проблематики и герменевтического метода, попытка с его помощью решить основные философские проблемы.
Герменевтика виды:
- классическая Шлейемаркера (1768-1834) – впервые поставил вопрос об общих предпосылках, т.е он впервые отмечал необходимость герменевстического способа познания. Подчеркивал что герменевстическое понимание, это не просто повторение мыслей автора, а творческое воспроизведение как жизни определенного человека(автора). Поэтому он делает акцент на психологическом толковании, чтобы понять автора. Выделял 3 этапа в понимании человеческой жизни:
- понимание происходит бессознательно (механическое)
- для понимания применяются определенные правила и методы
- понимание – искусство, творческий акт. Главная задача искусства, исходя из собственных умонастроений суметь проникнуть в умонастроения автора, которого собираешься понять. Всякое понимание состоит из 2ух моментов: 1. понимание речи как момента языка; 2. понимание речи как момента деятельности. Искусство толкования должно содержать в себе и то и другое. Каждая из этих составляющих искусствопонимания имеет 2е формы экстенсивную и интенсивную. Например языковый талант в его экстенсивном выражении заключается в способности сравнительного постижения языков, в их специфических особенностях. Интенсивная форма языкового таланта это соотносить язык и мышление человека. Понимание состоит из 2ух сторон, в их единстве: сравнительно-исторический подход и дивинационный (пророческий). Первая сторона носит объективный характер, вторая – субъективный. Т.е. сравнительно-исторический происходит аналитический и основывается на основе определенных правил, а дивинационный носит спонтанный, логически-необъяснимый характер.
Шлейемаркер ввел понятие герменевтический круг. Принцип – понимание целого исходя из части и части исходя из целого. Он предлагает начать процесс понимания с целого как сначала целое может быть понято как предварительное целое через дивинационный метод. Затем эта пророческая посылка осмысливается через частные случае сравнительно-историческим методом, а далее снова к дивинации целого. Поэтому новая дивинация является уже уточняющим целым, а затем снова вернуться к частностям уже более детального характера и т.д. Необходимым условием герменевтического круга является уравнение позиции исследователя и автора. Исследователь должен встать на уровень автора, т.е. сравняться с ним в знании языка и в знании его внутренней и внешней жизни. Надо понять автора еще больше чем он понимал себя сам. ( Дильтей)
- экзистенциально-онтологическая герменевтика М. Хайдеггера - М. Хайдеггер считал, что понимание определяет познание: прежде чем говорить о науке, мире, следует понять все сущее как существующее сообразно человеческому существованию, человеческому бытию. Тем самым герменевтика у него выступает уже не как метод гуманитарного знания, а как метод всякого познания и, более того, метод конструирования всякой действительности.
- универсальная герменевтика Х.-Г. Гадамера - Универсальная герменевтика Х.-Г. Гадамера сводилась к теории опосредованного языком переживания мира, теории, имеющей значение для любой науки, для любой человеческой деятельности. Его цель – создание герменевтики как универсального способа философствования. По мнению Гадамера, наука не только не обязательна для познания истины бытия, но в силу своих монопольных притязаний на подлинное познание она служит гносеологическим препятствием на пути познания истины. С помощью герменевтики философия должна вернуть свой духовный авторитет:
• человеческий опыт шире, чем область научного познания (искусство, нравственность и т.д.);
• во всех вненаучных формах освоения мира человеком мы имеем дело с философским откровением.
- психологическая герменевтика Ю. Хабермаса - психологической герменевтике Ю. Хабермаса она мыслится как служебная дисциплина. Роль языка в человеческой культуре он не абсолютизирует, как Хайдеггер и Гадамер, язык выполняет коммуникативную функцию. Задача философии – объединить общество в единое целое.
- феноменологическая герменевтика П. Рикёра.
Прагматизм ( основатель Чарльз Пирс, Уильям Джемс, Дьюи) 1839-1914.
Чарльз Пирс – главный упор на психологическом аспекте познания, т.е. в способах достижения психологического верования. Что же обеспечивает наш выбор отстаивания той или иной мысли? Выделяет ряд путей для достижения верования:
- метод устойчивости (упорства) – следуя своей цели субъект упрямо держится своих взглядов, не обращает внимание ни на критику ни на изменения реальности
- метод авторитета – мы верим всему тому, что утверждает авторитет
- априорный метод – апелляция лишь к своему разуму а не к опыту
- научный метод – Пирс считал, что для того чтобы наши верования были устойчивыми и не зависели от человеческого произвола необходимо обратиться к внешним, объективным факторам. Но вместе с тем он выдвигает теорию «значения» (принцип Пирса) – значение всякого знака заключается в совокупности практических последствий работы с ним.
Уильям Джемс – реальность субъективно-психологическая, т.е. реальность- объект верования, реально все то во что мы верим. Прагматизм Джемса выступает скорее в функциональном плане, как метод улаживания споров. Например вера в Бога, прагматизм помогает выбрать Бога или неверие. Он считает вера в Бога необходима человеку чтобы он не забывал самого себя. Вера в Бога предпочтительнее чем безверие (если Бог есть, а ты в него веришь, то тебе легче будет перед ним пристать). Своеобразное понимание реальности – он разрабатывал идею радикального империзма – все с чем мы имеем дело, охватывается понятием опыт. Эта реальность имеет 3 основные части:
- поток наших ощущений – они не порождаются нами, они приходят неизвестно откуда
- отношения между нашими ощущениями и их воспроизведение в мысли – эти отношения не привносятся из вне, они возникают в самом опыте
- совокупность прежних истин, с которой и должно начинаться любое исследование
Джон Дьюи (1859-1952) – более субъективировал реальность. Свою форму прагматизма он назвал «инструментализм». Внешний мир это все что дано в опыте. Он говорит о проблемной ситуации, но упор делает на решенной ситуации. Переход от проблемной ситуации к решенной он выстраивает выделяя 5 логических ступеней:
- чувства затруднения
- его определение и его границ
- представление о возможном решении
- развитие путем рассуждения об отношениях представления (анализ с помощью мышления)
- дальнейшее наблюдение, которое позволяет или принять или отклонить это решение