Главная задача гносеологии – раскрыть законы познания.
2 основных направления:
- познавательно-реалистическая – возможность познания сущностей материальных систем.
- сенсуалисты – абсолютизация роли чувственности.
- рационалисты – абсолютизация роли разума.
Чувственное познание – непосредственное конкретная координация взаимодействия человека с миром.
Выступает в трех формах : ощущение, восприятие, представление.
Ощущение – образ предмета.
Целостное восприятие объекта, т.е. в единстве ощущений – восприятие.
Представление – целостный образ предмета, сохраненный в памяти.
Мышление – опосредованная координация внутреннего в человеке с внешним. Отвлеченная координация.
Выступает в трех формах: понятие, суждение, умозаключение.
Понятие – форма мышления, в которой объект мышления задан в его общих и существенных признаках. Фиксируются еще и отношения.
Суждение – форма мышления в которой фиксируются отношения между объектами и их признаками. Из субъекта(о чем говорится) и предиката(то что говорится).
Умозаключение – форма мышления, в которой из одних суждений выводятся другие.
Интуиция – знание непосредственно полученное, т.е. не опирающееся на цепочку логических доказательств. Внезапность, неосознанность. Способность постижения истины путем прямого ее усмотрения без обоснования с помощью доказательств.
2. агностическая – направление в философии которое отрицает возможность познания мира с точки зрения познания сущности материальных систем. (Беркли, Юм)
1) скептицизм (античная философия) Юм.
Главный методологический недостаток агностицизма в том что познание рассматривалось только как индивидуальный процесс.
По мнению Юму следствия никогда не совпадает с причиной, то следовательно мы никогда не способны познать сущность вещей.
Кант – вещь в себе это объективная реальность которую субъект не может познать.
Процесс познания заключается рамками субъекта.
- конвенционализм – достижение знания это продукт соглашения между учеными, а не отражение внешнего мира.