Ранняя древнегреческая философия – ионийская.Для первых школ характерны наличие многих образов мифологии, отсутствие собственно философской терминологии, что свидетельствовало о том, что античная философия в известной мере рождается как этика. в качестве первоначала они видели ту или иную форму вещества, а не духа, ионийская философия была все же рациональна, поскольку выражалась в рассуждениях и стремлениях к понятийному мышлению: вода, земля, воздух, огонь, логос, необходимость.
Представители этой философии – монисты. Основателем философской школы в Милете считается Фалес. В философских размышлениях он поднялся до понятия первоначала – воды. Однако это не просто вода, а вода «разумная», божественная.Все остальное возникает путем «сгущения» или «разрежения» этой первоматерии.Понимание мироздания включало в себя и наличие множества богов.
Другой представитель Милетской школы – Анаксимандр– расширил понятие начала всего сущего до понятия «архэ», т.е. до первоначала,субстанции, того, что лежит в основе всего сущего. Такое начало он обозначил как апейрон – беспредельное, безграничное, бесконечное, производит все остальное, выделяет противоположности – влажное и сухое, холодное и теплое. Затем в центре собирается как самое тяжелое земля, окруженная водной, воздушной и огненной сферами. Происходит взаимодействие между водой и огнем, воздухом и огнем. Под действием небесного огня часть воды испаряется, и земля выступает частично из мирового океана.Так образуется суша. Небесная сфера разрывается на три кольца, окруженные воздухом, которые вращаются вокруг земли. попытки объяснения происхождения и устройства мира из материально-вещественного начала, а не с помощью божественных сил. Анаксимандр высказывал и идею эволюции: происхождение живого из неживого, человека от животных.
Третьим выдающимся милетским философом является Анаксимен– Разряжаясь, воздух становится сначала огнем, затем эфиром, а сгущаясь, – ветром, облаками, водой, землей и камнем. В беспредельном воздухе он видел начало и тела, и души. Душа воздушна. Боги также произошли из воздуха.
Философ Гераклит из Эфеса начало всего сущего открыл в огне. огонь, с одной стороны, подобен первоматерии и является как первоосновой мира (архэ), так и основным элементом (стойхейрон). С другой стороны, мир возникает из огня и опять сгорает. В своей диалектике Гераклит исходил из того, что все абсолютно изменчиво. Его центральный принцип: все течет.Тождество противоположностей означало вместе с тем не их взаимопогашение, а их борьбу. Эта борьба (распря) – главный закон мироздания.Она – причина всякого возникновения, но она и гармония – неявная, скрытая.
Школа Пифагорейцев. Архэ – это число:
1. Следует признать, что первовещество, архэ, если мы хотим его отыскать, изучить и познать, должно для нас проявиться только в каком-либо обязательно универсальном признаке мира, потому что архэ создаёт мир универсально из себя.
2. Итак, что же такого универсального видит человек в мире, когда изучает или познает его?
Универсально, то есть всегда и везде, человек видит возможность измерить любое явление мира. Таким образом, изучить и познать какое-либо явление в мире в универсальном смысле – это, прежде всего, измерить его.
Это универсальное познавательное действие, измерение – есть не только действие по сложившейся возможности, это есть непосредственно первое и необходимое познание той или иной вещи, того или иного явления, ибо через измерения мы даем этим вещам и явлениям качественные определения, которые проявляют для нас то, что они есть по своему существу.
3. Таким образом, весь мир во всех его частях можно универсально выражать в числе, и через это число вообще понимать, что есть такое та или иная часть мира.
Следовательно, общее для всего мира, что содержится в каждой его части – это число, и поэтому число должно считаться началом всех вещей, первоначалом мира, архэ.
4. Но обратим внимание, что число является также и первоначалом всего в математике, и, следовательно, мир и математика имеют одну общую структуру – арифметико-геометрическую, так как и мир, и математика исходят от одного и того же универсального первоначала – числа.
5. А что же такое математика в универсальном смысле? В универсальном смысле математика – это есть числовые закономерности.
Из этого следует признать, что, если мир и математика структуроподобны, то в мире царят математические законы, которые суть даже не законы математики, а вообще законы существования универсального первоначала мира – числа.
6. При практическом рассмотрении явлений мира следует признать, что эта мысль справедлива, ведь к закономерностям числовой структуры можно свести все видимые и слышимые явления в мире, даже акустику и музыку.
Числовые закономерности проявляются во всех предметных вещах, и, таким образом, весь видимый мир является лишь внешним образом некоей внутренней структуры числовых законов.
Мир, следовательно, потому и является таким точным, упорядоченным и закономерным, что в нем проявляется действие главного закона любой числовой структуры – выражать свои внутренние, точные порядки и закономерности, независимо от каких-либо внешних факторов, или от чьего-либо произвола.
7. Следовательно, всё, что имеет в мире точное внутреннее значение, независимое от внешнего постороннего желания – есть свойство чисел создавать из своего наличия строгие закономерности.
И мы видим, что даже то, что нельзя увидеть или услышать, даже то, что невозможно измерить и выразить числом, даже это имеет своё точное внутреннее значение, независимое от внешнего постороннего желания, например – нормы поведения и морали. Таким образом, даже нормы поведения и мораль этого мира выражают собой и проявляют в себе закономерности какой-то числовой структуры.
Следовательно, начала всех вещей не в огне, не в воде, не в земле или воздухе, или в чем-то там ещё другом, а в числе, и число определяет не только предметный мир вещей, но и духовные процессы этого мира.
Школа элеатов сложилась в VI в. до н.э.– Ксенофан, Парменид, Зенон и Мелисс. под субстанцией они понимали бытие. поставили вопрос о соотношении бытия и мышления. Ксенофан высказал мысль, что боги – это творение человека. В вопросе о происхождении мира Ксенофан за основу берет естественные причины. Земля –основа всего сущего, субстанция, . Вместе с водой она производит жизнь. Даже души состоят из земли и воды. Бог, по Ксенофану, –чистый ум. Он не физичен, у него нет телесной силы, его сила – в мудрости.. Бога Ксенофан отождествляет с космосом.Согласно Ксенофану, ощущения ложны. Разум несовершенен, он тоже может обманывать. Истина случайна.
Философия Парменида Мир, по Пармениду, вещественный шар, в котором нигде нет пустоты и, следовательно, движение невозможно, так как мировое пространство заполнено все целиком. Всякая мысль, всегда есть мысль о существующем. Поэтому несуществующее, или небытие, никак нельзя мыслить как несуществующее, другими словами, несуществующего нет.
Возвышая разум, он отождествлял его с бытием, поскольку утверждал, что мысль лишь тогда мысль, когда она предметна, а предмет лишь тогда предмет, когда он мыслим. Парменид первым из философов подошел к понятию бытия. В его понимании бытие едино и неизменно, замкнуто, неуязвимо. Для бытия не существует ни прошлого, ни будущего.
Софисты. Во второй половине V в до н.э. В практической деятельности особенно была востребована риторика. Они учили искусству побеждать противника в спорах. они создали науку о слове, способствовали открытию законов мышления, развивая логику. В философии софисты привлекли внимание к проблеме человека, общества, знания. тезис об относительности всех человеческих понятий, этических норм и оценок. Крупнейший представитель софистики Протагор выразил его следующими словами: «Человек есть мера всех вещей: существующих – в том, что они существуют, и несуществующих – в том, что не существуют». Это путь к агностицизму. Но агностицизм софистов ограничен их релятивизмом. Релятивизм означает, что все в мире относительно. В гносеологии релятивизм сводится к тому, что истина относительна, зависит от человека. как объект, так и субъект непрерывно изменяются. ничто не существует само, а все существует и возникает лишь в отношении к другому. всякая вещь содержит в себе противоположности.