История Киевской Руси, хронологические рамки которой большинство историков определяют как IX — начало XII в., условно может быть разделена на три больших периода. Первый (IX — середина X в.) — время первых киевских князей; второй (вторая половина X — первая половина XI в.) — время Владимира I и Ярослава Мудрого, эпоха расцвета Киевской державы; третий (вторая половина XI — начало XII в.) — переход к территориально-политической раздробленности или к удельным порядкам.
С 862 г. Рюрик, согласно «Повести временных лет», утвердился в Новгороде. По традиции с этого времени ведут начало русской государственности.
После смерти в 879 г. Рюрика, не оставившего после себя наследника (по другой версии им был Игорь, что дало основание впоследствии в исторической литературе называть династию киевских князей «Рюриковичами», а Киевскую Русь — «державой Рюриковичей»), власть в Новгороде захватил предводитель одного из варяжских отрядов Олег (879—912).
В 882 г. Олег предпринял поход на Киев и захватили город. Киев стал центром объединенного государства.
Торговым партнером Руси была могущественная Византийская империя. Киевские князья неоднократно совершали походы на своего южного соседа, в результате чего были заключены договоры с греками. Договор Олега с греками обеспечивал возможность вывоза собираемой на Руси дани и продажи ее на рынках Византии.
Расцвет Киевской Руси начинается при Владимире I. В 988 г., при нем, в качестве государственной религии было принято христианство. Принятие христианства имело большое значение для дальнейшего развития Руси. Христианство с его идеей вечности человеческой жизни (бренная земная жизнь предшествует вечному пребыванию в раю или аду души человека после его смерти) утверждало идею равенства людей перед Богом. По новой религии путь в рай открыт как богатому вельможе, так и простолюдину в зависимости от честного исполнения ими своих обязанностей на земле. . Принятие христианства укрепляло государственную власть и территориальное единство Киевской Руси. Оно имело большое международное значение, заключавшееся в том, что Русь, отвергнув «примитивное» язычество, становилась теперь равной другим христианским странам, связи с которыми значительно расширились. Наконец, принятие христианства сыграло большую роль в развитии русской культуры, испытавшей на себе влияние византийской, через нее и античной культуры. Во главе русской православной церкви был поставлен митрополит, назначаемый константинопольским патриархом. Принятие христианства в православной традиции стало одним из определяющих факторов нашего дальнейшего исторического развития. Владимир был канонизирован церковью как святой и за заслуги в крещении Руси именуется равноапостольным.
При Ярославе Мудром (1019—1054) Киевская Русь достигла наивысшего могущества.
При Ярославе Мудром Киев превратился в один из крупнейших городов Европы, соперничавший с Константинополем. При Ярославе Мудром Русь достигла широкого международного признания. С семьей киевского князя стремились породниться крупнейшие королевские дворы Европы.
Социально-экономический строй Киевской Руси. Земля^была в те времена главным богатством, основным средством производства.
Распространенной формой организации производства стала феодальная вотчина, или отчина, т. е. отцовское владение, передававшееся от отца к сыну по наследству. Владельцем вотчины был князь или боярин. Все свободное население Киевской Руси носило название «люди». Отсюда термин, означающий сбор дани,— «полюдье».
Основная масса сельского населения, зависимого от князя, называлась смердами.
Разорившиеся или обедневшие крестьяне брали у феодалов в долг «купу» — часть урожая, скота, деньги. Отсюда название этой категории населения — «закупы».
Кроме смердов и закупов в княжеской и боярской вотчине были рабы, называемые холопами или челядью, которые пополнялись и из числа пленников, и из числа разорившихся соплеменников.
Умирая, Ярослав Мудрый завещал наследникам жить в мире и любви и слушаться во всем старшего брата. Но сложность династических счетов, с одной стороны, рост могущества каждого отдельного княжества — с другой, личные амбиции — с третьей, неминуемо вели к княжеским усобицам. Поэтому с начала ХII в. На Руси распространяется политическая раздробленность.
Основной вид хозяйства – земледелие.
Феодализм – тип аграрного доиндустриального общества, для которого характерны следующие признаки: 1) в экономике – сочетание крупной земельной собственности феодалов (дворян) с подчиненными ей мелкими крестьянскими хозяйствами, эксплуатируемыми внеэкономическим путем (личная зависимость), 2) в социально-политическом отношении – корпоративная организация общества с иерархией сословий (замкнутых и юридически неравноправных социальных групп), личной зависимостью низших сословий от высших и монархической формой правления (как правило), 3) в культуре и общественном сознании – господство церковно-религиозного мировоззрения.
Киевская Русь – раннефеодальное государство (типичное для стран Европы, наиболее крупный аналог – Франкская империя), характерные признаки которого: 1) в политическом отношении – непрочная центральная власть, с отсутствием профессионального аппарата чиновников и четкого административно-территориального деления; 2) отсутствие хозяйственных связей между регионами, господство натурального хозяйства при складывающихся феодальных отношениях.
Основные связующие звенья такого государства: 1) единая система сбора налогов (дани), 2) единое войско.
Первые феодалы – дружинники (воины) князя.
Смерды – лично зависимые крестьяне Древней Руси.
Холопы – крестьяне, попавшие за долги в зависимость, близкую к рабству.
Первые князья Киевской Руси (после Олега): Игорь (сын Рюрика), Ольга (его жена, первой приняла христианство), Святослав (их сын, знаменитый полководец).