В начале 19 века в русской истории возникает новое явление - революционное движение. Главное их содержание - стремление к коренному переустройству социальных и политических институтов. Это произошло в основном в результате либерального режима, установившегося в годы правления Александра I.
Движения декабристов.
Первые тайные организации:
1816-1818 – «Союз спасения» или «Общество истинных и верных сынов отечества».
1818-1821 – «Союз благоденствия».
Цель:
- введение Конституции
- гражданские свободы
- судьбы крепостных и рядовых солдат
1821-1825 – Северное общество. Петербург (Трубецкой, Муравьев, Оболенский). Программа: Конституция. Россия – конституционная монархия. Отмена крепостного права (крестьянину 2 десятины).
Южное общество. Украина (Пестель, Муравьев-Апостол, Бестужев-Рюмин). Программа: Русская Правда. Россия – республика. Отмена крепостного права (крестьянам 1\2 земельного фонда, 1\2 – частная собственность помещиков).
14 декабря 1825 – Восстание декабристов. Акт гражданского неповиновения. Повешены: Рылеев, Пестель, Муравьев-Апостол, Бестужев-Рюмин, Каховский.
Общественное движение в годы правления Николая I:
- оно развивалось в условиях ужесточения политического режима после восстания декабристов.
- произошел окончательный разрыв между революционным направлением и правительственным реформаторством.
- впервые консервативное направление (С. С. Уваров) получило свою идеологию.
- оформились либеральные и социалистические течения общественной мысли.
- участники общественного движения не имели возможности реализовать свои идеи на практике, они могли лишь готовить сознание современников к будущим переменам.
Консерватизм.
Теоретики консерватизма: Устрялов, Погодин, Кукольник, Булгарин, Греч, Загоскин, Уваров.
Исконные основы русской жизни – православие и народность. Самодержавие – единство царя и народа. Православие – традиционная ориентация русского человека не на личный, а на общественный интерес, стремление к общему благу и справедливости. Народность – единство объединенного вокруг царя народа без его распределения на дворян, крестьян, мещан и т.д.
Революционные движения.
Герцен, Огарев, Белинский.
- утрата надежды на реформирование России «сверху» в результате сотрудничества верховной власти и общества.
- обоснование правомерности и необходимости революционного насилия в целях осуществления перемен в обществе.
- выдвижение в качестве идейной основы будущей революции и устройства жизни страны после победы революции социальных учений.
Либерализм. Западники и славянофилы.
Западничество.
Грановский, Соловьев, Кавелин, Анненков, Боткин, Тургенев.
«Мировая цивилизация едина и вычленение из нее какой-либо страны ведет не к благу, а к загниванию».
Задача – примкнуть к Западу и образовать вместе с ним «единую общечеловеческую культурную семью».
Славянофильство.
Аксаковы, Киреевские, Самарин, Хомяков, Кошелев.
Идея самобытности каждого, в том числе и русского народа.
Общие черты:
- отрицательное отношение к крепостному праву, всесилию чиновничества, подавлению прав и свобод личности.
- убежденность в необходимости коренных преобразований.
- надежда на то, что инициатором реформ выступит верховная власть, опирающаяся на поддержку передовой общественности.
- расчет на то, что реформы будут носить постепенный и осторожный характер.
- уверенность в возможности мирного осуществления реформ.
- вера в Россию, в возможности ее стремительного и уверенного движения к процветанию.