К произведениям этой тематическо-функциональной группы относятся многочисленные переводные сочинения, в которых определяются основные церковные правила, объясняется характер их применения и пр. Кроме того, сюда относятся княжеские Уставы, в которых определяются нормы правоотношений между церковью и княжеской администрацией, сфера церковной юрисдикции, основные церковные санкции. Основные переводные правильные сочинения (то есть произведения, в которых излагаются правила) к середине XIII века на Руси бытовали в виде сборника особого состава, называемого Номоканоном или по-русски Кормчей книгой. На русской почве Номоканон очень быстро был дополнен собственно оригинальными сочинениями, в частности княжескими Уставами.
Очевидно, первое произведение каноническо-правового характера – так называемые Правила митрополита Иоанна II. По содержанию сочинение охватывает четыре круга проблем:
- правила относительно веры, богослужения, таинств и церковного пространства;
- правила, касающиеся иерархии, белого духовенства, монахов, их прав, обязанностей и образа жизни;
- правила, касающиеся брака, семьи и домашней жизни,
- правила, касающиеся взаимоотношений православных христиан с иноверными. (Подскальски – С.305).
Отметим, что организовано это сочинение в виде вопросно-ответной беседы (формы), когда суть вопроса передается авторской речью, а затем следует ответ.
Более интересно и даже увлекательно для чтения новгородское сочинение «Вопрошание Кирика, Савы и Ильи к новгородскому епископу Нифонту». Характер вопросов и ответов также обусловлен потребностями церковной практики. Оно также имеет вопросно-ответную форму, но композиция его предполагает воспроизведение ситуации беседы, когда есть вопрошающий и отвечающий. Кстати, вопрошающих трое, каждому из них отведена отдельная часть текста, возможно, и писались эти части самими вопрошающими.
По содержанию произведение относится к разделу канонического права, но в нем очень интересным оказывается сам облик отвечающего епископа Нифонта. В произведении создается его облик не только в идеологическом смысле. Вдруг появляются детали, позволяющие судить о его качествах характера и психологической реакции. Причем образ Нифонта создается преимущественно в частях, принадлежащих перу Кирика. Новгородский епископ может похвалить собеседника или, наоборот, разгневаться на него:
"5.Черньца в скиму постригав, не дах ясти скорома до осмаго дни. И слышав епископ похвалил бяше, яко то горазно створша";
"57.Прашах: достоит ли дати тому причащение, аже в великий пост съвкупляется с женою своею? - Разгневася: ци учите рече. въздержатися в говении от жен? Грех вы в том!".
В ряде случаев передаются какие-то элементы поведения. Допустим, рассуждая об обряде пострижения в схиму, Нифонт бьет поклоны. В ответ на огорчительное сообщение о нарушении некоторого правила поведения Нифонт сокрушенно молчит, а потом продолжает давать рекомендации. Владыка позволяет себе иронизировать над собеседником, зачастую задавая риторический вопрос, создающий комический эффект:
"4.В клети иконы дьржачи, или честьный крест, достоить ли быти с женою своею? <...>- А крест на тоби чи съимаешь, рече, буда с своею женою?..";
"9.Аще случиться плат женьскый в порт въшити попу, достоить ли в том служити порте? - И рече: достоить. Ци погана есть жена?";
"20.Достоит ли, рече, другое говение молоду детяти обаче молоко ясти, аже будет болно? - Ци лучи уморити?.."
Из текста ясно отношение Нифонта к вопрошавшим. С Кириком беседа наиболее обстоятельная, ученая и деликатная. Савва, общение с которым также воспроизводит Кирик, ведет себя более приниженно и удостаивается ироничного отношения владыки в соответствии со своим саном и, очевидно, уровнем сознания и образованности. Илья, сам являющийся автором последней части, имеет иную, чем Кирик, "литературную" установку, поэтому он без эмоций, сухо и кратко воспроизводит свои вопросы и ответы и повеления Нифонта.
Епископ новгородский предстает перед читателями как человек мудрый, начитанный, но одновременно практичный и ироничный, человеколюбивый и острый на язык.
"93.Ожели мужь на жену свою не лазить без съвета, то жена не виновата, идучи от него," -
заявляет он Кирику, допекшему его вопросами о тонкостях правил церковного наказания за супружескую неверность.
Но форма вопросов и ответов совершенно не обязательная для правильных сочинений. Например, «Правило» митрополита Максима, которое читается в Чудовской Кормчей 1499 года может быть охарактеризовано как окружное послание поучительного характера. Лишено вопросно-ответной формы и новгородское сочинение архиепископа Илии-Иоанна. Это поучение к братии, которое было произнесено перед новгородским духовенством в начале великого поста.
Поучение Илии-Иоанна обращено, в первую очередь, к белому духовенству и затрагивает ряд проблем этического характера. Священнослужители своим поведением должны подавать пример мирянам, и потому необходимо избавляться от дурных привычек и пороков. Автор остерегает своих слушателей от пьянства и посещения пиров после вечерни накануне праздника и совершения литургии (статья 1-я). Совершенно возмутительными являются факты лихоимства, о которых известно Илии (статья 2-я). Илия выступает против излишней строгости при наложении епитимий на кающихся грешников. При разговоре на исповеди священники должны вести себя деликатно и корректно, не обижая своих духовных детей. Покаяние облегчает душу, и тяжким наказание не должно быть.
Илия-Иоанн объясняет, что нельзя мыться в бане утром перед обедней (статья 12-я). Хотя некоторые попы ссылаются на опыт своих предшественников, этот обычай является отступлением от правил. Автор подчеркивает, что русская земля недавно приняла крещение и в богослужебной практике «первопроходцев» могли быть оплошности.
Другое тематическое направление поучения – наставление священнослужителям относительно их обращения с духовными детьми. Илия-Иоанн разъясняет некоторые сложные вопросы, относящиеся к практике проведения таинств причащения и крещения. В статье 5-й толкуется, как совместить причащение покаявшегося человека и великий пост. А в статье 6-й указывается, что тяжело больному покаявшемуся человеку обязательно надо дать святое причастие и назначить епитимью только после полного выздоровления. В противном случае духовный отец берет на свою душу большой грех. Конкретные рекомендации архиепископ дает по поводу наложения епитимий на сирот (статья 7-я), злоупотребляющих спиртными напитками (статья 9-я), убийц (статья 8-я).
Вообще нравственным контрапунктом поучения Илии-Иоанна является проповедь милосердного отношения к пастве. Задача пастыря состоит не столько в определении греховности и меры наказания за нее, сколько в предотвращении падения, а это возможно лишь путем воспитания души. Поэтому владыка особенно останавливается на том, что паству следует понуждать к милостыни (статья 22-я), учить чтить отца и мать (статья 27-я), воспитывать спокойствие духа (статья 28-я) и смирение (статья 29-я).
Исполнить задачу воспитания духовного чада можно только в том случае, если священник сам остается чист. Пастырь должен являть собой пример для подражания. Этой проблеме Илия-Иоанн уделяет особое внимание