Обычно в учебных пособиях по ДРЛ выделяют раздел о красноречии XII века, и на этом собственно начинается и заканчивается изучение церковной книжности Киевского периода. Мнение о наличии литературы красноречия базируется на работах И.П. Еремина. Он полагал, что данная область творчества была характерна для древнейшего периода развития нашей литературы. "Золотой век" красноречия – ХII век, уже в XIII-XIV веках этот род литературы приходит в упадок и скоро почти совершенно исчезает из литературного обихода. В конце XVII-начале XVIII веков, в Петровскую эпоху были попытки возродить этот род творчества (Стефан Яворский, Гавриил Бужинский, Феофан Прокопович) Красноречие замыкается в узкой сфере церковной проповеди и навсегда покидает литературу.
Еремин полагает что, в XI-XII веках красноречие действительно занимает одно из первых мест в литературе, ораторские жанры оказываются одними из ведущих в литературном обиходе (церковном и светском).
Он выделает 2 РАЗРЯДА –
- КРАСНОРЕЧИЕ ДИДАКТИЧЕСКОЕ (УЧИТЕЛЬНОЕ)
- КРАСНОРЕЧИЕ ЭПИДИКТИЧЕСКОЕ (ТОРЖЕСТВЕННОЕ)
Отличаются друг от друга по содержанию, форме, объему и языку.
Дидактическое красноречие не предъявляло к автору каких-либо особых требований: мог писать каждый, кто хоть в какой-то степени владел пером. Произведения этого рода преследовали чисто практические цели непосредственного назидания, информации, полемики. Еремин замечает, что в литературном обиходе Древней Руси они обозначались терминами поучение или беседа; оба эти термина удачно характеризуют природу памятников красноречия этого типа. Поучения или беседы обычно невелики по объему, часто лишены каких-либо риторических украшений, писались или произносились на общедоступном, почти живом разговорном языке. Чтобы их понять не надо "ум простирати".
Эпидиктическое красноречие. Этот род литературного творчества был доступен далеко не каждому: он требовал не только глубины содержания, но и выучки, большого профессионального мастерства, литературной культуры. Эпидиктическое красноречие никогда не ставило узко практические цели, его сфера - большие проблемы широкого общественно-политического звучания; если не проблемы - патетическая лирика. Дрр книжники хорошо различали этот тип красноречия; в отличии от поучений и бесед произведения этого рода они обозначали термином слово (логос). Составлялось слово в строгом соответствии с правилами, которые воспринимались с византийских образцов.
Три части: вступление, повествовательная часть, заключение (по правилам риторики: эксордиум, нарратио, конклюзио).
Вступление - обязательная часть речи, более или менее самостоятельная, непосредственно еще не связанная с содержанием речи, ее назначение - эффектно открыть речь, привлечь к ней внимание.
Повествование - центральная часть речи, обычно она представляет собой какой-нибудь рассказ о том или ином конкретном событии, всегда приподнятый, лиро-эпический по своей природе, с отступлениями в сторону, пояснениями автора.
Заключение - в церковном красноречии - молитва, в светском - похвала или обращение к читателю (слушателю) с тем или иным призывом.
Стилистическое единство памятников эпидиктического красноречия проявляется в том, что в них используются одни и те же стилистические приемы: риторические обращения, восклицания и вопросы, антитеза, повтор, символический параллелизм, аполог, метафора и пр. Речь обычно ритмизована, иногда воспринимается как стихотворение в прозе. Чаще всего ритмизация основана на синтаксическом параллелизме (причем многочленном).
Все эти замечания, очевидно, верны для специфических жанров имеющих установку на произнесение вслух, но есть несколько существенных возражений.
Во-первых, к жанрам дидактического красноречия в качестве примера светской литературы Еремин отнес «Поучение к чадам» Владимира Мономаха и «Моление» и «Слово» Даниила Заточника. Это совершенно неверно.
Во-вторых, подобный подход сужает рамки церковной литературы. Тематически в древнерусской церковной литературе уже с XI века начинают развиваться все традиционные направления: апологетика, гимнография, догматика, полемика. На основании канонических византийских образцов формируются и традиционные для православной литературы церковные жанры: слово-поучение (дидактическое, полемическое, торжественное, обличительное), проповедь (разного типа), послание, богословский трактат, молитва, притча, житие, патериковая новелла, хожение (паломничество) и др.
Современная белорусская исследовательница Любовь Левшун обращается к более широкой характеристике церковной литературы восточной Руси Киевского периода. Она основывается на противопоставлении четьих текстов типикарного круга и нетипикарных чтений. Что такое Типикон? Это устав, церковный Устав. Исследовательница опирается на положение медиевиста начала 19 века Александра Васильевича Горского, который писал: «Уставным чтениям выпало на долю быть главным источником русских духовных идеалов… В истории церковного Устава и назначенных им чтений следует искать разгадку и основные направления древнерусской литературы, и последовательности в ее развитии, и частных интересов ее и стилистических вкусов ее писателей, живших до половины XVII века включительно». Эту же мысль впоследствии высказывали и другие исследователи древнерусской литературы, в частности Н.К. Никольский, К.П. Победоносцев, в советское время – А.М. Пентковский.
Церковный Устав содержал развитую систему уставных чтений, которые сопутствовали минейному, триодному и седмичному кругам богослужения. Как известно, он предписывал три основных типа чтений:
- похвальные слова святым и праздникам,
- толкования и оглашения,
- жития.
Именно тройственный характер типикарных чтений и повлиял на возникновение в книжности трех основных, то есть наиболее распространенных, жанров или (по определению Лихачева) жанровых ассоциаций:
- панегирика (славы и собственно апологии),
- поучения (толкования-комментарии, собственно-экзегезы),
- назидательной биографии (агиобиографии) и истории.
Жанровые ассоциации, в свою очередь, потребовали оформления четьих сборников трех основных типов:
- торжественники (триодный и минейный),
- златоустники (недельный, постный и цветный),
- четьи-минеи.
Эти три типа сборников выполняли, соответственно, три функции:
- прославление Бога-творца и богоподобной жизни во всех ее проявлениях,
- понятийная «развертка» сверхразумных истин христианского вероучения для «младенцев» в вере и актуальное назидание верующих,
- поучительные примеры жизни святых, определенным образом показанных исторических лиц и событий, которые воспринимаются на эмоционально-чувственном уровне и научают благочестивым переживаниям. (Левшун, С.35).
Далее Л. Левшун строит свой анализ именно по принципу разделения чтений типикарного и нетипикарного круга, но ряд жанров и ряд тематических направлений из общей картины, тем не менее, выпадают.
Мы пойдем все-таки более традиционным путем. Немецкий исследователь Герхард Подскальски в своей книге «Христианство и богословская литература в Киевской Руси (988-1237гг.)» выделяет традиционные идейно-тематические разделы богословской литературы, которые он обнаруживает в оригинальной древней восточнославянской книжности, а именно:
- гомилетика,
- агиография,
- аскетика,
- догматика и полемика,
- каноническая литература (каноническое право),
- паломничества,
- богослужебная гимнография.
Эту рубрикацию мы и положим в основу своего обзора.