I. Литература древнерусского государства XI - первой половины XIII вв. (Литература Киевской Руси).
1) 988 год – первая половина XI в. (формирование ДРЛ)
2) Середина XI – первая треть XII вв. (расцвет оригинальной литературы Киевской Руси).
3) Вторая треть XII – первая половина XIII вв. (начала периода феодальной раздробленности, возникновение областных литературных центров и школ – Владимиро-Суздальской, Новгородской, Киево-Черниговской, Галицко-Волынской, Полоцко-Смоленской, Турово-Пинской).
II. Литература периода феодальной раздробленности и борьбы за объединение северо-восточной Руси (вторая половина XIII - первая половина XV вв.). (Период борьбы с татаро-монгольскими завоевателями и начала формирования централизованного государства, развитие литературы протекает в ведущих культурных центрах – Москва, Новгород, Псков, Тверь).
III. Литература централизованного русского государства (конец XV – XVI вв.)
IV. Литература XVII в.
1) от начала века до 60-х гг.
2) 60-е гг. – конец XVII, первая треть XVIII вв.
Эту традиционную классификацию существенно дополняет концепция Лихачева об исторически сменяющихся стилях эпохи, которая была им изложена в книгах «Человек в литературе Древней Руси» и «Развитие русской литературы X-XVII вв.: Эпохи и стили».
1. Для литературы XI наиболее характерен стиль монументального историзма, который в раннее время дополняется стилем эпическим.
2. В литературе второй половины XIV-XV вв. (русское Предвозрождение) возникает стиль эмоционально-экспрессивный (стиль второго южнославянского влияния, стиль «плетения слове»), который также дополняется стилем идеализирующего биографизма (или психологической умиротворенности).
3. В XVI в. возрождается на новой основе стиль, свойственный раннему периоду, он получил название стиля второго монументализма.
4. XVII в. берет на себя функции эпохи Возрождения, с этим связана общая трансформация ведущих принципов художественного метода ДРЛ. Однако Лихачев полагает, что во второй половине в элитарной литературной среде существовал стиль эпохи, заимствованный из западной литературы, но оригинально преобразованный русской литературой – русское барокко.