Произведения ДРЛ, по меткому замечанию Лихачева, строились по анфиладному принципу. Читатель, открывая книгу, попадал как бы в длинный ряд помещений и, читая один художественный текст за другим, следовал из комнаты в комнату, пока не добирался до второй доски книги.
Вспомним замечание о том, что основой ДРЛ была притча, или аполог. Слово «притча» было необыкновенно многозначно. Притча – пример, доказательство, загадка, изречение, случай и т.п. В первом значении притча – художественный прием, троп, уподобление, иносказание. В «Изборнике» специальная глава посвящена толкованию этого слова.
Лев – образ Христа, образ дьявола, знак евангелиста Марка. Христос , как лев воскрес и победил. Дьявол, аки лев рыкающий, ищет, кого бы погубить. Лев – символ христианской души. Книга «Физиолог» приводит такое толкование: лев рождает слепых детенышей, потом дует им в ноздри, и они прозревают. Так и человек слеп бывает душою, но, приобщившись истинной вере, прозревает. Лев, кроме того, символ вечного стража: когда он спит, то все равно одним глазом бодрствует.
Овца, агнец – символ Христа, непорочности, символ учеников, рабов, ангелов и грешников. Вспомните евангельскую притчу о заблудшей овце. Христос спас ее и поднял на рамена, в память об этом в своем облачении святители носят амофор.
Как видим, чтобы понять притчу, надо «ум простирати».
Во втором значении притча – аллегорический жанр близкий басне. Как жанр притча всегда берется из сферы человеческих дел. Родина этого жанра – восток, восточное словесное искусство. Панчатантра целиком построена на притчах.
В Евангелии колоссальное количество притч. Это одна из первоначальных основ евангельских текстов (притча о сеятеле; притча о злом и нерадивом рабе, погубившем свой талант; притча о «лепте вдовицы»; притча о мытаре и фарисее; притча о блудном сыне и пр.).
Притча как первичный жанр включается в состав многих произведений, и не только евангельская притча. Так, в Повести Временных лет составитель излагает притчу об обрах, притчу о хазарской дани.
Итак, притча существует в двух основных жанровых разновидностях: 1)мудрая сентенция, 2)аллегорический рассказ. На основе притч составляли целые специальные сборники. Изречения систематизировались еще в Византии во сборниках Флорилегиях. На русской почве они получили название Цветников. Другой тип такого же сборника – Пчела (или Приточник). Символика этих названий прозрачна: цветы – это красота премудрости; пчела собирает мед сладости, а книга, глаголемая Пчела, - мед премудрости.
Но вернемся к Евангелию. Итак, основа текста – притча. Но не только этот жанр формирует евангельский текста как объединяющий жанр. На Руси было распространено 5 евангелий: 4 канонических, утвержденных на Никейском соборе 325 года (от Матфея, от Марка, от Луки, от Иоанна) и одно апокрифическое – от Никодима. Не все канонические евангелия одинаковы. Три из них называются синоптическими (синопсис – сводимый к единому, сведение, собрание). Они дают относительно полное описание жизни Христа. Жизнеописания эти приблизительно одинаковы. Самое краткое и, вероятно, самое древнее – от Марка, а самое пространное – от Луки. Приблизительное время написания евангельских текстов 140-170 годы (то есть II век нашей эры). Они построены на преданиях, фиксации устных рассказов, противоречивых и часто взаимоисключающих друг друга.
Как же строится синоптическое евангелие?
1.Первая часть – генеалогия, образец генеалогического жанра средневековья. В евангелиях дается родословное древо обручника Иосифа и девы Марии. Генеалогия в евангелиях различная. Матфей родословие Иисуса начинает с Авраама. В Евангелии от Луки родословие отнесено к третьей главе и ведется от Адама. В генеалогию попадают и исторические и мифологические личности, связывается с нею Иоанн Креститель, так как Мария и мать Крестителя Елизавета оказываются двоюродными сестрами.
2.Второй составляющий жанр – биографический. Он включает различные элементы: сведения о родителях – Марии и ее обручнике плотнике Иосифе. Интересно, что Мария и Иоанн Креститель принадлежат к обетным детям. Вспомните, какова функция обетных детей в фольклоре, в сказках. Человечество издавна считало величайшим проклятием отсутствие детей. Захарий и Елизавета, Иоаким и Анна долго ждали детей и обещали посвятить их богу. Мотив обетного ребенка будет повторяться во многих житиях святых. Марию девочкой вводят во храм, там она получает необходимое воспитание и образование, то есть научается шитью и рукоделию.
Во время этих занятий к ней является архангел Гавриил и сообщает благую весть: «…не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; И вот зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя Иисус; Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего; и даст Ему Господь престол Давида, отца Его; И будет царствовать над домом Иакова вовеки, и Царству Его не будет конца» (Лук. I, 30-33). В иконографии Благовещения (которое празднуется 25 марта) мы имеем триптих: появление архангела, появление Марии, сообщение Марии благой вести.
Родился Христос ровно через 9 месяцев после Благовещения – 25 декабря в Вифлееме (Дом хлеба) в Назарете. В Евангелиях, которые, как уже говорилось, были составлены во II веке, содержится много хронологических неточностей. Одна из них – Назарет возник после рождения Христа. Первоосновой биографии Христа стало пророчество Исайи. Матфей в первой главе цитирует: «Се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут ему имя Еммануил, что значит: с нами Бог» (Мф. I, 23). Поясное изображение Христа так и называется – Спас Еммануил (с нами Бог). Во второй главе Матфей указывает, что после избиения младенцев Иродом Иосиф и Мария находят пристанище в городе Назарее, и так сбывается прореченное Исайей – «Он Назореем наречется» (МФ, II, 23). На самом же деле Евангелие путает причины и следствия. Назореи – последователи иудейской секты, и именно по их наименованию стал называться город.
Нет единства даты рождества Христова. Матфей указывает, что Иисус родился в дни правления Ирода (с этим связана легенда об избиении младенцев, повторяющая сюжет о Моисее). Матфей рассказывает о бегстве Марии, Иосифа и Христа в Египет. Лука об этом не говорит. Однако Ирод умер до рождества Христова – в 4 году до нашей эры. Лука указывает, что Христос родился при наместнике Квиринии, а Квириний стал наместником в 7 году нашей эры. Бегства в Египет по Луке не было.
Родители и Христос пришли в Иерусалим на восьмой день после рождения Иисуса, совершили обрезание, потом принесли очистительную жертву (голубей). Здесь произошло Сретенье (встреча), когда старец Симеон Богоприимец принял младенца на руки, и встреча с пророчицей Анной. Симеону было предсказано, что он не умрет, пока не увидит Христа. Взяв Иисуса на руки, старец произнес молитву, ставшую заупокойной: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по слову твоему с миром; Ибо видели очи мои спасение твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет просвещению язычников, и славу народа твоего Израиля» (Лука, II, 29-32). Восьмидесятичетырехлетняя вдова Анна по преданию предсказала Марии трагическую судьбу сына, пророчество породило апокрифические сказания о вещем сне Богоматери.
Биография Христа прерывается биографией Иоанна Предтечи. Ангел Господень уводит Крестителя в пустыню, там он возрастает, потом является уже в функции Крестителя. При этом раздается глас с неба: «Се есть сын мой возлюбленный». Потом начинаются злоключения, связанные с пророчеством предтечи. Он первым возвещает о приходе новой эры христианства, о приходе Месии. История Предтечи доводится до трагического конца. Иродиада Саломея и Ирод Антиппа требуют голову Иоанна Крестителя. Его казнят, а пахарь случайно выпахивает из земли его голову.
Что Христос делает до явления народу – неизвестно. Есть некоторые сведения у Луки. В двенадцать лет он произносит свои первые проповеди. (Лука, II, 42-50). По иудейской вере мальчик, достигший именно этого возраста, мог сам отправлять религиозные обряды. Первой проповеди Христа посвящен праздник Преполовения – это половина Пасхи.
3.В тридцать лет начинается проповедь Христа. Дидактико-публицистическая часть вклинивается в биографическую. Появляются первые апостолы: происходит призвание Симона Петра, Иакова, Иоанна, Левия, Андрея и др. Пропаганда нового учения идет при помощи проповеди, основанной на притче, и при помощи описания чудесных знамений, чудес, творимых Христом. Иисус изгоняет бесов из бесноватых, воскрешает, исцеляет. Здесь закладывается типология чудес, которая будет развиваться в христианской агиографии: воскрешение, исцеление, изгнание бесов, чудесные явления в живом и неживом мире (знамения). Центр дидактики в Евангелии от Матфея – Нагорная проповедь, в которой излагаются основы христианства (Мф. V, 1-48; VI, 1-34).
4.И, наконец, последняя жанровая часть евангелия – мартирии, то есть страсти, мучения. Лучше всего они изложены в Евангелии от Никодима (апокрифическом). Через три дня после входа Христа в Иерусалим на осле его разыскивают как преступника, который назвал себя царем Иудейским и хотел разрушить Иерусалимский храм. Толпа, только что кричавшая «Осанна!», теперь кричит: «Распни его!» Христос скрывается. Накануне иудейского праздника Пасхи он вместе с учениками собирается на тайную вечерю, чтобы вкусить хлеба и вина (это главные моменты евхаристии). Христос преподает урок служения людям. Он омывает ноги своим ученикам: кто из вас хочет большим быть, будет всех меньше и всех слуга. Потом преподается урок бескровной жертвы: преломление хлеба и вино.
Особой силы исполнен эпизод, когда во время трапезы Христос говорит, что один из учеников предаст: это сделает тот, кто вместе с ним протянет руку к солонке. Обратите внимание, что здесь для обличения преступника выбирается бытовая деталь. Иуда Искариот, который уже совершил предательство, протягивает руку к солонке одновременно с Христом.
Христос идет на мучения как человек. Он страшится мук. Выйдя в Гефсиманский сад, он бросается на землю и взывает к Отцу своему: «Да минут меня чаша сия!» Но все предопределено. Христос выходит на площадь, Иуда целует его, тем самым указывая учителя. Над Христом издеваются римские воины, с ним беседует Понтий Пилат (помните картину Ге «Что есть истина?»), суд Синедриона приговаривает его к распятию. Кстати, здесь тоже есть несоответствие: суд Синедриона не мог состояться накануне Пасхи, это было запрещено кодексом Мишну.
Осужденный в терновом венце сам несет свой крест на Голгофу. На глазах у матери его распинают. Начинаются страшные муки и пытки: гвоздями прибивают руки и ноги, раздражают раны уксусом, дают ему пить уксус, смешанный с желчью. Стража, как и полагалось по закону, делит между собой одежду казнимых. Христос взывает к Отцу своему и умирает. В этот момент происходит страшное землетрясение, восстают из мертвых многие святые. Христа снимают с креста и хоронят. Но на следующий день жены мирроносицы обнаруживают, что Христос исчез из могилы. Ангел, сидящий рядом с гробницей, возвещает воскрешение Христа.
5.Последняя часть Евангелия – земная жизнь Христа после смерти. Лучше всего это описано не в синоптическом евангелии, а в Евангелии от Иоанна. Там есть замечательный эпизод уверования Фомы. В целом последняя часть рассказывает о том, как после смерти Христос являлся разным людям и ученикам, толковал события, наставлял в вере. На 40-й день он, окруженный учениками, произнес им последнее наставление и вознесся.
Завершается Евангелие рассказом об отправлении апостолов на проповедь. На 50-й день апостолов осеняет Святой дух. Они вдруг начинают говорить на разных языках и отправляются проповедовать христианское учение в разных странах.
Таким образо, Евангелие как объединяющий жанр состоит из нескольких первичных: агиобиография, мартирия, проповедь (поучение), генеалогия, чудо (знамение), мельчайшим же кирпичиком всей этой постройки можно считать притчу. Причем, это соединение разножанровых эпизодов ни в коем случае нельзя считать механическим, они гармонично соотнесены друг с другом и служат единой идейно-художественной задаче.