Ученик Ключевского, преподавал на московских педагогических курсах, накануне революции - на рабочих курсах (познакомился с пролетариатом). В 1905 году вступил в РСДРП. Выезжал в Швейцарию, там встречался с Лениным. Участник декабрьского вооруженного восстания. После первой русской революции жил в эмиграции.
Творческий путь:
- До конца 90-х годов - либерально-буржуазная школа Ключевского, по мировоззрению позитивист (эволюционный путь развития).
- Конец 90-х до 1905 года - период историка, буржуазно-демократические взгляды, экономический материалист- понимание истории, в которой единственной силой общественного развития является экономика, сводимая к производительным силам, при этом принижается роль деятельности людей, классовой борьбы.
- 1905 - 1909 - время активной деятельности в РСДРП, формирование социал-демократических взглядов, стоял на позициях исторического материализма.
- 1909 - 1917 - эмиграция, идеологические шатания, активная научная работа.
В 90-е годы Покровский выступал с тезисом о единстве исторического процесса в России и на Западе. Признает решающую роль экономики в истории страны, признает роль классовой борьбы.
С 1905 года он приходит к мысли о написании истории с марксистских позиций: «Экономический материализм»: коренное отличие экономического от исторического материализма.
Серия статей о внешней политике России. «История России в 19 веке».
Идея обличения самодержавия. Царизм - жандарм Европы. Колонизаторская роль России по отношении к восточным народам. Одностороннее освящение событий.
«Русская история с древнейших времен»: пять томов: от первобытного строя до 19 века. Первая попытка освятить историю России с марксистских позиций. Покровский анализирует прошлое в соответствии с учениями о формациях, хотя четкого представления об этом он не имеет, подчеркивает решающую роль материального производства, преувеличивает значение торговли, которую он ставит выше производства. Сплошного упадка при феодальной раздробленности не было, главная причина - передвижение мировых торговых путей. Окончательное возникновение единого государства - 16 век., с 17 века на Руси заканчивается феодализм, начинается эпоха торгового капитализма.
«Очерк истории русской культуры». Периодизация русской истории:
- Первобытная культура до 10 века.
- Феодальный строй Киевской и Московской Руси: 10-16 века.
- Развитие городского хозяйства, кризис 16 века, переход к торговому капитализму.
- Развитие промышленного капитализма в 19 веке.
Большое внимание уделяет начальной истории Руси. Подробно разбирает норманнскую теорию. Зачатки государственности- до появления норманнов, норманны быстро утратили свои особенности и слились со славянами. Экономическое влияние норманнов. Они втянули Русь в мировую торговлю. В 16-17 веках ремесленники - мелкая буржуазия, с ними связывает утверждение капитализма. Самодержавие выражало интересы торгового капитализма.
Деятельность Покровского в дореволюционный период характеризует его как историка-новатора, который искал новые подходы к изучению исторического процесса. Он исходил из марксистского учения о смене формаций, но полностью применить его не смог. Подчеркивал решающую роль материального производства, подменил его торговлей. Не уяснил таких проблем как образование рынка, первоначальное накопление капитала. Он впервые освятил положение народа, историю революционного движения, классовой борьбы. Недостатки Покровского не были его личными ошибками, так как марксистская историография только зарождалась.