В 1860-е гг. начался период активного стилевого экспериментирования, реализм существовал вместе с неоромантизмом, неоклассицизмом и другими художественными направлениями. Стилистическое многообразие превратилось в норму. Важнейший вопрос, определяющий размежевание в художественном мире – отражение действительности. Распространялся реалистический метод отражения мира и отношений. Широкое распространение имел критический реализм, прежде всего в литературном творчестве. Проявлялась психологизация и интеллектуализация литературы, драматизация романа. Более глубоким, многоракурсным стал анализ современного общества. уделялось внимание сложным идейным и психологическим конфликтам эпохи. Крупнейшие реалисты этого времени – Мопассан, Роллан, Золя, Шоу, Вассерман, Киплинг, Твен, Лондон. Литературный процесс приобрёл интернациональный характер. Произведения переводились на различные языки. Появилась социалистическая литература, представители которой стремились предложить своё понимание возможностей переустройства буржуазного мира. Проблематику того времени раскрывала поэзия, публицистика и проза. Новый герой этих произведений должен обладать качествами, порождёнными его принадлежностью к рабочему классу. Произведения носили иллюстративно-описательный характер. Развивался и театр. Появилось множество любительских трупп. Появились драматурги, обратившиеся к проблеме отношений личности и общества. известны пьесы Ибсена, Шоу, Уайльда и др. популярной становилась рус. драматургия. Во Фр. Антуан создал свободный театр – отражал изменения в психологии современников, являлся театром сопереживания. В Лондоне Независимый театр Гейна. Свободные театры ориентировались на высокий художественный уровень с постановкой важнейших проблем современности, отказ от системы «звёзд» и и создание системы ансамблей и реализм игры. Реалистические тенденции проявились и в оперном искусстве. Определился отход композиторов от романтического пафоса к глубокой психологической разработке образов. Верди, Пуччини, Масканьи, Масснэ, Вагнер и др. Развивалась мировая музыкальная культура. Реализм господствовал и в области скульптуры. Скульпторы – Бурдель, Роден, Майоль. Изобразительное искусство развивалось самобытно и интенсивно. Менцель, Мендес, Пачеко. Изображалась жизнь низов общества, многоцветие жизни городов. Возникло новое направление натурализм. Появилось стремление внести в творчество научные методы. Доминировали физиологические мотивы. Теоретики натурализма – Тэн, Золя (человек-зверь, западня), Гауптман, Верг, Постепено натурализм изжил себя. Импрессионисты стремились зафиксировать движение, динамизм жизни и свои впечатления – Мане, Дег, Писарро, Сислей и др. Импрессионизм проявлял себя и в других видах художественной культуры.
Авангардистские течения. Широко использовался символизм – поэт Малларме. Цель символистов – проникновение в таинственное и непознанное в мире и душе человека. Нарастало пессимистическое отношение к окружающему. Определилась связь символизма с декадентскими течениями – выражение кризисного состояния сознания, кризиса мировоззрения с проявлениями идеализма, субъективизма, пессимизма. Сформировалось новое художественное течение – модерн, совмещавшего в себе элементы реализма, импрессионизма, символизма. Модерн сочетал демократизм, открытость с элитарными настроениями. Он ориентирован на культурное наследие прошлого и использует разнородные его элементы. Для него характерен оптимизм и даже гедонизм. Возник кубизм, отражающий стремление найти простые элементы формы, передающие отношение художника к изображаемому – Пикассо, Брак, Леже. В 1909 году возник футуризм, отрицавший обращение к элементам культуры прошлого. Футуристы идеализировали технику, машины, для них был характерен культ силы. Художники – Карра, Северини, Боччони. .Возник и экспрессионизм. Художники отрицали красоту и эстетизировали уродство, считая его господствующим в жизни. Экспрессионизм проявил себя во всех сферах художественной культуры. Для всех этих художественных направлений свойственны: фатализм, воинствующий антитрадиционализм, недоверие к возможности рационалистического познания мира.