пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

I семестр:
» История Востока
» История Европы
» Нормативно Правовое
» История Псковского Края
» История востока 1917-1945 шпора1
» Новейшая история европы и Америки. Хришкевич
» Историография Отеч. Истории
» контрольная по историографии отеч. истории
» историография
» История Европы. 45-наше время
» История Востока самая последняя
» Историография Последняя
» Философия истории
» История и философия науки Ч. 1.
» История и философия науки Ч. 2.

3. Бабидские восстания в Иране 1848-1852гг: предпосылки, ход событий, историческое значение.

Религиозное учение бабидов

Народное движение в Иране развернулось под религиозным знаменем.

В 1844 г. один из последователей секты шейхитов, Али-Му-хаммед  провозгласил себя Бабом, а его последователей стали называть бабидами. Он обнародовал свои взгляды в книге «Беян» («Откровение») она стала священной книгой бабидов.

Он при­зывал создать на основе новой религии священное царство бабидов. В новом царстве должно быть провозглашено равенство всех людей, равноправие мужчин и женщин.

В первый период бабидского движения — до 1848 г. — Баб я его сторонники пытались привлечь на свою сторону шаха, придворных, высшее духовенство, не обращаясь непосредствен­но к народным массам. Но власти начали преследовать баби­дов, в 1847 г. Баб был арестован и заключен в крепость. Ба­биды обратились к народным массам.По всей стране, особенно в провинциях Азербайджан, Гилян и Мазендеран, быстро росло число приверженцев но­вого религиозного учения.

Начало бабидских восстаний. Бабидский центр Шейх-Таберси

В 1848 г. большое число сторонников Баба собралось в г. Бар-форуше (ныне Баболь). Это совпало с получением известия о смерти шаха Мухаммеда. Вступление на престол нового шаха, Наср-эд-дина. Бабиды сочли этот момент подходящим для выступ­ления. Они открыто вооружались. После нескольких стычек с отрядами местных ханов около 700 вооруженных бабидов оставили Барфоруш и обосновались в 20 км от города, в лесу, у гробницы Шейх-Таберси. Они построили здесь укрепленный лагерь. Вскоре из окрестных деревень и из отдаленных районов сюда собралось до 2 тыс. человек, в основном крестьян и ре­месленников. Во главе со своими руководителями Мухамме-дом-Али барфорушским и Хусейном Бошруйе они пытались осуществить планы создания «царства справедливости».

Имущество собравшихся в бабидском лагере было объявле­но общим достоянием. Все бабиды обязаны были работать на строительстве укреплений, изготовлять оружие и выполнять другие работы. Крестьяне поставляли бабидам лошадей, коров, овец, продовольствие, фураж и т. д.

Во многих районах Ирана начина­лись волнения. Мазендеранские ханы и духовенство бежали из городов и поместий в горы. Правительство нового шаха приказало местным властям ликвидировать бабидский лагерь Шейх-Таберси свои­ми силами, но бабиды, под­держанные окрестными кре­стьянами, обратили в бег­ство отряды мазендеранских ханов. Потерпели поражение и шахские войска, присланные в конце 1848 г. из Теге­рана.

Весной к Шейх-Таберси были посланы новые вой­ска-, численность которых вскоре достигла 10 тыс.. Только в мае 1849 г бабиды прекратили сопротивле­ние.

После разгрома лагеря бабидов Шейх-Таберси бабидокое движение продолжало нарастать в других городах и провин­циях.

Зенджанское восстание

Среди населения г. Зенджана большую популярность завоевал бабидский проповедник Мухаммед-Али зенджанский. Он опи­рался на поддержку ремесленников, крестьян окрестных дере­вень, зенджанских купцов и пользовался огромным влиянием. Фактически город Зенджан уже в 1849 г. находился под конт­ролем бабидов, которые готовились к вооруженной борьбе. От­крытое восстание началось в мае 1850 г., когда по приказу шахского губернатора был арестован один из бабидов. Вос­ставшие захватили большую часть города, разгромили тюрьму и освободили заключенных. С конца мая начали прибывать шахские войска, посланные для подавления восстания. Но их атаки успешно отбивались зенджанскими бабидами.

Под влиянием зенджанского восстания активизировалось народное движение в других районах. В начале 1850 г. вспых­нуло восстание в Йезде; оно было сравнительно быстро подав­лено властями. В июне восстали бабиды в Нейризе.

Стремясь пресечь дальнейшее распространение бабидского движения, шахское правительство в начале июля 1850 г. рас­стреляло находившегося в заключении Баба.

К концу 1850 г. после упорного сопротивления зенджанское восстание было жестоко подавлено. Еще раньше было разгром­лено восстание в Нейризе. Попытки выступлений весной 1852 г. в Барфоруше и Зенджане уже не имели массового характера и были быстро подавлены властями. Часть бабидов стала на путь индивидуального террора. В августе 1852 г. было совер­шено неудачное покушение на шаха. Правительство жестоко расправилось с последователями бабидов, по всему Ирану шли массовые казни.

Характер бабидских восстаний. Причины поражения

Бабидские восстания были антифеодальными выступлениями крестьян, ремесленников, мелких купцов, объективно направ­ленными и против закабаления Ирана иностранными колони­заторами. Бабидские восстания были стихийными, отсутствовала связь между выступлениями в раз­ных областях страны.

В середине XIX в. в Иране еще отсутствовали объективные условия для победы народных масс над феодализмом и ино­странными колонизаторами. Не было рабочего класса, который мог бы возглавить и организовать крестьянство. Не было и буржуазии. Крестьянские выступления были разрозненными и локальными. Ремесленники и мелкие купцы феодального Ира­на, принимавшие активное участие в движении, не могли сы­грать роль руководителей антифеодальной борьбы народных масс.

 


20.01.2014; 02:55
хиты: 465
рейтинг:0
Гуманитарные науки
история
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь