Соц.-эк. отношения и классовой борьба в феод.россии в 20-н.30гг.
2я пол. 20-х - утверждается единый подход к освящению истории - формационный. Вместо понятия обществ-эк формации использ понятие общественная форма: дородовое общество, родовое, феодализм, капитализм, социализм. Выпадал рабовладельческий строй, феодализм = феодальная раздробленность, капитализм - смена торгового капитализма промышленным, затем финансовым.
1929 год - дискуссия об общественно-экономических формациях. Дубровский «К вопросу о сущности азиатского способа производства, феодализма, крепостничества и торгового капитала». (до 1931). Азиатский способ производства (Маркс) - особая формация: отсутствует частная собственность на землю, деспотич гос-во собственник земли и воды, форма эксплуатац- налог. Азиатский способ отличается от рабовладель. и феод. Дубровский против понимания азиатского способа производства как особой формации.
Он противопоставляет феодализм крепостничеству и считает их разными формациями.
Основа феодального способа производства - натуральное хозяйство. Производимый в нем прибавочный продукт присваивается земельным собственником в форме оброка - вырастает феодальная надстройка, которая характеризуется децентрализацией власти. Признак крепостнич формации - барщинное хозяйство, где прибавочный продукт присваивается землевладельц. в форме отработочн. ренты. Такая система порождает крепостное право - диктатуру крепостников в форме единого централиз. гос-ва.
С 1926 года критика Покровского торгового капитализма.
Томсинский подверг его критике. (В основу периодизации истории надо класть отношения производства, а не отношения обмена. Торговый капитализм не может быть отдельным этапом, так как ничего не производит).
С.В.Юшков изучал древнюю Русь и смердов. Смерды - категория феодально-зависимого населения, соц. отношения в древней Рус были феод.
Советские историки отказались от представлений Ключевского и Покровского о Киевской Руси как торговой стране и стали рассматривать её социально- экономические отношения с точки зрения формаций.
1932 год - в Ленинграде дискуссия о характере общественн. строя в др Руси.
Смирнов: в древней Рус на основе разложения первобытного строя сложилось рабовладельческ. общество.
Победила точка зрения Грекова: славяне как и германцы миновали стадию рабовладения и перешли к феодализму.
Греков и Тихомиров разрабатывали историю закрепощения крестьян в связи с развитием феод отношений. Греков «Очерки по истории феодализма в России» 1934 год. Тихомиров «Феодальный порядок на Руси» 1930 год.