«В течение послевоенного периода, - отмечалось в ежегодном обзоре Японского института по проблемам мира и безопасности за 1981 год, - основными элементами внешней и оборонной политики Японии были зависимость от США в вопросах обороны, сверхосторожность во внешнеэкономических отношениях и концентрация энергии нации на экономическом развитии».
Эти два фактора - военно-политический союз с США и «экономическая дипломатия» - определяли в основном внешнеполитический курс и поведение Японии на международной арене.
Характерной чертой внешней политики Японии, не имеющей средств военно-политического воздействия на развитие международных процессов, является ее гибкость и изощренность. Следует отметить наличие двух параллельных внешнеполитических линий:
- проведение официальной политики МИДом (представляет собой среднюю линию между интересами японского капитала и Вашингтона);
- Проведение неофициальной политики самим крупным японским капиталом в сотрудничестве с МВТП (обеспечивает удовлетворение потребностей крупного капитала, формулируемых его организациями).
Внешняя политика в 60-е годы характеризовалась укреплением отношений с США. Однако под влиянием потребностей экономики проявляла интерес и к развитию связей с различными странами. В 1967 г. впервые заключено пятилетнее соглашение о товарообороте с СССР.
В 70-е годы главными задачами было восстановить пошатнувшийся престиж Японии и расширить зарубежные рынки для японских товаров. Это привело к вспышке антияпонских настроений и обвинений в торговой экспансии. Продолжался курс «многосторонней дипломатии»: укрепление союзнических отношений с США, сдержанность в отношении с СССР, всемерное развитие связей со странами-членами АСЕАН («доктрина Фукуда»), Ближнего и Среднего Востока, сближение с КНР.
На рубеже 70 – 80-х годов утвердился курс на активное участие в международных делах. Новым стало вовлечение Японии в военно-морские маневры США. Правительство стало активно подчеркивать необходимость отдавать приоритет «западной солидарности». Это резко изменило отношения между СССР и Японией: ограничены политические контакты и введены экономические «санкции». Активизировались территориальные притязания к СССР. В середине 70-х годов, опираясь на возросшую экономическую мощь, правительство выдвинуло лозунг: «подведение итогов послевоенной политики». Он был нацелен на превращение Японии в военную державу. В отношениях с СССР начался поворот к «развитию диалога», но в 1987 г. был прерван.
В 90-е годы Япония уделяет внимание обеспечению безопасности в АТР, энергично осваивает азиатские рынки, ищет «новый путь» и приступила к урегулированию вопроса о более чем 20-ти военных базах США на ее территории.
Основной доктриной внешней политики остается концепция целесообразности союза с США, которые продолжают располагать военными базами в Японии (крупнейшая из них – в г. Мисава. В 1987 году было заключено соглашение об участии Японии в программе «звездных воин». С ноября 1975 г. Япония стала непременным участником всех ежегодных встреч глав наиболее развитых капиталистических стран (стран «семерки»). Осенью 1997 года военные министры и министры иностранных дел США и Японии подписали в Вашингтоне новое соглашение обо основных направлениях их военного сотрудничества на основе японо – американского договора – «договора безопасности». Его цель (по официальной версии) – определение более широких параметров военного сотрудничества обеих государств в Азиатско – Тихоокеанском регионе (АТР). Еще раньше в апреле 1966 г., на встрече президента США Б. Клинтона и премьер – министра Японии Р. Хасимото была подписана декларация, в которой подчеркивалось, что военное сотрудничество США и Японии наряду с защитой её территории от нападения извне ставит своей целью совместные действия по ликвидации конфликтов, возникающих в сопредельных с Японией районах АТР.
Поддерживали - в одних ситуациях активно, в других - пассивно - внешнеполитический курс США на международной арене.
Следует отметить, что японские руководители использовали союзнические отношения с США, прежде всего для получения широкого доступа на американский рынок, возможности импорта современной технологии, сырья и экспорта промышленной продукции.
Кроме того, японское правительство пытается создать благоприятные возможности для экономической экспансии японских монополий. Деловые круги прорабатывают варианты организации «азиатской зоны свободной торговли». Предполагается что в эту зону вместе с Японией войдут НИСы (Южная Корея, Тайвань, Сингапур, Гонконг) и быстро развивающиеся Таиланд и Малайзия.
Особое внимание японская дипломатия уделяла отношениям со странами-членами АСЕАН (Ассоциация государств Юго-Восточной Азии). Еще в 1977 году была провозглашена так называемая доктрина Фукуда, содержавшая три основных принципа внешней политики Японии в Юго-Восточной Азии:
• обещания Японии не становиться военной державой;
• приложение усилий для установления отношений доверия между государствами региона;
• способствование делу мира в ЮВА.
Политика Японии в отношении АСЕАН является важной частью более широкой концепции «Тихоокеанского сообщества», разработанной еще в конце 70-х годов и провозглашенной в начале 1980 года премьер-министром М. Охира.
Большое внимание Токио уделяет налаживанию связей с Пекином. Япония рассматривает Китай как перспективный емкий рынок для своих товаров и источник энергоносителей и других видов сырья. По мере реформирования китайской экономики она становится все более перспективной для инвестирования японского предпринимательского капитала. Отмечается резкое возрастание интереса к инвестированию капитала со стороны крупных японских компаний. Партнерские отношения в торгово – экономической области сопровождаются ростом соперничества за влияние в Азиатско – Тихоокеанском регионе. В то же время между странами остаются некоторые территориальные проблемы (острова Сенкаку, на которые претендует КНР).