Гесиод (VII в. до н.э.) — крестьянский поэт, автор знаменитых “Трудов и дней” и “Теогонии”. Он изложил мифы как единое целое, описав родословную и перипетии в сонме олимпийских богов. “Родословная богов”. Изложено по поэме Гесиода "Труды и дни"
Поэт Гесиод рассказывает, как современные ему греки смотрели на происхождение человека и на смену веков. В древности все было лучше, но постоянно жизнь на земле ухудшалась, и хуже всего жилось во времена Гесиода. Живущие на светлом Олимпе бессмертные боги первый род людской создали счастливым; это был золотой век. второй век уже не были такими счастливыми, серебряный век. Сто лет росли они неразумными в домах своих матерей, только возмужав, покидали они их. Коротка была их жизнь в зрелом возрасте, а так как они были неразумны. Отец Зевс создал третий род и третий век - век медный. Возлюбили люди медного века гордость и войну, обильную стонами. Не знали они земледелия и не ели плодов земли, которые дают сады и пашни. Четвертый век и новый род людской, более благородный, более справедливый, равный богам род полубогов-героев. Последний, пятый век и род людской - железный. Он продолжается и теперь на земле. Ночью и днем, не переставая, губят людей печали и изнурительный труд. Боги посылают людям тяжкие заботы. Не чтут дети родителей; друг не верен другу; гость не находит гостеприимства; нет любви между братьями. Не соблюдают люди данной клятвы, не ценят правды и добра. Друг у друга разрушают города. Всюду властвует насилие. Ценятся лишь гордость да сила. Богини Совесть и Правосудие покинули людей.
(Логос — корневая основа логики.) Однако Логос не вытесняет мифологии
Основой для реконструкции прошлого служили мифы и ЭПОС, при этом прозаическая запись традиционных преданий была не только их пересказом, но и критикой – отбором и переосмыслением. Так создавались первые хроники, этнографические описания местностей и городов. Для всех авторов было характерно наивное представление о том, что исторические предания, старинные сказы и мифы воспроизводят подлинную, только несколько приукрашенную действительность и для установления истины достаточно устранить все сверхъестественное и неправдоподобное. Главным было стремление «найти правду» и взять из предания то, что можно так или иначе проверить. Такая работа определялась словом «история», имевшим двойной смысл: свидетельство очевидца и расследование, расспрашивание. Авторов таких сочинений называли логографами (гр. logos – слово, сочинение). В качестве литературного жанра рассказ-логос отличался от басни, сказки и мифа. Логографы черпали сведения в устных и письменных источниках. Устными являлись новеллы городского фольклора, эпические предания о богах и героях, письменными – погодные списки должностных лиц и победителей Олимпийских игр, а также описания путешествий по суше и морю, которые велись для нужд торговли и мореплавания.
В V в. логографами были созданы еще более масштабные произведения, объединявшие рассказы о прошлом целых стран. Отличительной чертой их писательского метода была фактографичность – стремление снабдить читателя точными и достоверными данными.
О жизни ГЕРОДОТА (490/80 – ок. 425 до н. э.) известно чрезвычайно мало. Геродот собирал сведения о природных условиях тех мест, которые посещал, об обычаях, образе жизни и истории разных народов, вел наблюдения лично, записывал рассказы очевидцев. В центр своих исследований он поместил человека, и в этом его главная заслуга. Геродот был первым универсальным историком, не ограничившим себя рамками какого-нибудь одного государства или народа. Труд Геродота «История» представляет решительный переход от «описания земель» к истории в собственном смысле слова. Цицерон назвал Геродота «отцом истории»: с его труда начинается греческая историография, как поэзия – с Гомера. Именно он утвердил связь понятий «история», «исследование», «узнавание» с целью составления повествования о течении дел человеческих. История сформировалась как повествование о цепи взаимосвязанных событий, причинно обусловленных и приводящих к определенным последствиям, чаще всего непредвиденным.
Греко-персидские войны, вдохновившие Геродота предпринять свой труд, укладываются в четверть века, но для освещения этих событий ему понадобилась громадная историческая ретроспектива: истоки конфликта он прослеживает в глубоком прошлом втянутых в него стран и народов. Хотя тема «Истории» по сути своей военно-политическая, Геродот нагромоздил в ней массу разнообразных, нередко единственных в своем роде сведений по исторической географии, археологии, этнографии, истории мореплавания и торговли, религии и мифологии. Геродот выступил первооткрывателем и в области исторического метода: он впервые подошел к историческому сюжету как проблеме, ставя перед собой конкретную познавательную задачу – поиск ответа на вопрос: почему эллины и варвары воевали друг с другом? Заранее определённая познавательная цель диктовала необходимость установления истинности собранных сведений, а также отбора и упорядочения событий, т. е. элементов исторического повествования. У Геродота причудливо сочетаются два различных принципа историописания – рациональный и мифологический. Первый основывается на фактах, очевидцем которых был сам историк, второй – на сведениях о далеком прошлом, почерпнутых преимущественно из устной традиции. С точки зрения Геродота, непререкаемость слепого рока, наказывающего каждого, кто захватывает больше, чем ему отведено, есть основной закон истории. Геродот мерит время событиями. Когда речь идёт о преданиях, Геродот приводит по возможности все существующие версии и при этом указывает, какая из них ему кажется предпочтительней («существует еще и третье сказание, ему я больше всего доверяю»). Нередко он ссылается на хорошо знакомые его современникам предания вовсе не для того, чтобы согласиться с ними: они нужны ему как контрастный фон, оттеняющий его личный взгляд на события.
Фукидид (ок. 460—400 гг. до н. э.) — автор превосходного труда «История», посвященного главным образом Пелопоннесской войне. Фукидида можно считать основоположником прагматической историографии. Правда, выражение «прагматическая история» появилось позже Фукидида (его мы находим у Полибия). Прагматическая историография не ограничивается простым описанием событий, простым повествованием. Она старается охарактеризовать причины, вызвавшие события. А поскольку она исходит из убеждения, что не боги, а люди делают историю, эти причины отыскиваются в побуждениях и страстях людей, в свойствах их природы. Поэтому Фукидид полагал, что «по свойству человеческой природы и в будущем может произойти подобное» тому, что уже происходило. Из неизменности человеческой природы он, таким образом, выводил задачу истории — наставлять политических деятелей. Прагматическая историография является поучающей историографией. Суть ее отлично выражена крылатой фразой история — наставница жизни. Для Фукидида, как и для позднейших греческих и римских „представителей прагматической историографии, решающую роль играли действия, определявшиеся желаниями и способностями власть имущих людей. Посвятив свой труд военной истории, Фукидид стремится понять и объяснить причины побед и поражений.
Классическая концепция истины. Впервые она была сформулирована Аристотелем. Её суть сводится к формуле "Истина есть соответствие вещи и интеллекта. Истина — адекватное отображение действительности в сознании. Аристотель, назвал истиной знание, которое в своем содержании соответствует действительности. Историк и поэт отличаются друг от друга тем, что первый говорит о действительно случившемся, а второй — о том, что могло бы случиться. Поэтому поэзия философичнее и серьезнее истории: поэзия говорит более об общем, история — о единичном. Относительно комедии это уже очевидно: именно, сложив фабулу по законам вероятности, поэты таким образом подставляют любые имена, а не пишут, подобно ямбическим писателям, на отдельных лиц. В трагедии же придерживаются имен, взятых из прошлого..
Исократ (436-338 до Р.Х.) был одним из самых знаменитых практиков, теоретиков и преподавателей риторики в Афинах. Исократ, очевидно, впервые стал специально публиковать свои речи, в результате чего из ораторской прозы образуется политический памфлет. Он основал систему профессионального риторического образования, открыв школу, в которой будущие ораторы обучались в течение трех-четырех лет, а преподавание велось в форме семинарских занятий. Поэтому Исократ считается основателем педагогики и создателем систематического образования. «Парадигматическая» история. Слияние истории с риторикой. Дидактическая тенденция: обучение на примерах и «уроки истории» Тенденция история, обучающей на «примерах», сложившаяся под влиянием ритора Исократа, убежденного в том, что парадигмы («примеры») побуждают к добродетели и отвращают от порока.
Полибий назвал свой труд «Всеобщей историей». Полибий поставил своей целью «исследовать, когда и каким образом началось объединение и устроение всего мира», под которым понимались земли в Европе, Африке и Азии, покоренные римлянами. В поисках причин возникновения всемирного Римского государства Полибий обратился к его политическому устройству. Но, всецело поглощенный военной историей, он лишь в шестой книге дает характеристику политического устройства Римского государства. В истории Греции эти формы сменяли одна другую. 1единовластие. 2 царство. 3 в тиранию, 4 аристократия, 5 олигархию. 6 демократия. 7 охлократию (господство черни). При охлократии толпа совершенно дичает и тогда вновь «обретает себе властителя и самодержца». Полибий был прежде всего военным историком. Большое внимание в его труде уделяется знаниям, рассудительности и искусству полководцев, их патриотизму-и мужеству, умению поднимать дух подчиненных и привлекать союзников. Называя свою историю прагматической, Полибий видел ее смысл в том, чтобы учить и убеждать любознательных людей. История — самая действительная и единственная наставница жизни. В то же время автор «Всеобщей истории» решительно отказывается от рассказов о чудесах, относя их к разряду детских сказок. При восстановлении событий последнего полувека Полибий, за свою жизнь посетивший многие города и страны, в основном полагался на беседы с их очевидцами. Полибий назвал свою «Историю» всеобщей исходя из того, что в период его жизни всё Средиземноморье объединилось под римской гегемонией. Полибий первым в древнем мире сформулировал целостную историографическую концепцию. Движущей силой истории он считал Фортуну, или Тюхе, которая благоволит римлянам за их добродетели и доблесть. Рука Фортуны может проявляться как в случайном везении, так и в мудром предвидении наилучшего развития событий. В то же время действующими лицами истории он считал людей.